История любви в Бразилии.

Jun 12, 2023 15:49





Мария дель Приоре - известный бразильский историк, бывший профессор университетов USP и PUC-RJ, направившая свой научный интерес на изучение  истории любви. Результатом ее исследований стала работа «História do amor no Brasil» (История любви в Бразилии), опубликованная издательством Contexto. Ее перу также принадлежат книги  «История детей в Бразилии» (História das crianças no Brasil) и «История женщин в Бразилии» (História das mulheres no Brasil), опубликованные все тем же издательством.



Дель Приоре серьезно относится к императиву любви, который, "как и другие императивы - например, употребление пищи - вписаны в нашу  человеческую природу". Исследование любви проходит через колониальную Бразилию, Бразилию XIX и XX веков, показывая, что романтическая концепция любви - идеализирующая встречу двух людей - появилась совсем недавно. В своей книге Мария дель Приоре занимает весьма подстрекательскую позицию. Она, например, защищает  традиционную концепцию любви, считая, что молодежь страдает от концепции сексуальной свободы и осуждая современную диктатуру удовольствия.



Ниже я приведу интервью писательницы журналу «CULT».

Вопрос: Несмотря на недавнее возникновение паттерна романтического видения любви, вы рассказываете об исследовании эротизма во французской литературе XVI века. Однако, Португалия, с этой точки зрения, отставала от Европы, ассоциируя удовольствие с грехом. В чем проявлялось это отставание?

Ответ: Теории, считавшие сексуальное желание болезнью, присутствуют в нескольких португальских медицинских текстах  начала XVI века. Были и те, кто, подобно писателю Жоану де Барросу (João de Barros) в 1540 году, говорил, что страстное чувство "укорачивает жизнь человека", ослабляя или иссушая мозг очарованного. Какие болезни возникали в результате страсти? Радикулит, головные боли, проблемы с желудком или глазами. Половой акт, в свою очередь, отуплял и укорачивал жизнь. Поэтому Жоан пришел к выводу: только "целомудренные живут долго". В своих путешествиях португальцы также сталкивались с эротическим искусством и афродизиаками . Из этого, они вынесли, что это - грех и болезнь! Непосредственный контакт португальцев с Ост-Индией привел их к соприкосновению с парфюмерией Китая и Азиатского субконтинента, а также с афродизиаками, широко используемыми в этой части света: коноплей-сатива, банге, марихуаной или опиумом. Эти средства использовалось как сексуальный стимулятор, способный выполнять две функции: ускорять "имагинативную добродетель" и задерживать "экспульсивную добродетель", то есть контролировать оргазм и эякуляцию. В XVIII веке идея о том, что любовь - это болезнь, не заставляет афродизиаки исчезнуть из медицинских справочников, но, наоборот, их все  чаще рекомендуют. Афродизиаки определяются как "средства, которые либо усмиряют, либо даже гасят венерические страсти". Именно таким средством является agnus castus (витекс священный - древовидный кустарник).  Существовали, например, и другие вещества с такой же репутацией, которые могли  охлаждать или уничтожать сексуальное желание, например, - камфора.

В: Бразилия стала наследницей португальской отсталости?

О: Бразилия, конечно же,  унаследовала обычаи, пришедшие из Европы, и Португалии. В том числе, на нее также повлияли церковь и другие государственные институты. Но это был не просто перенос. Были и адаптации. Метизция населения, например, обеспечила особый словарный запас,  особую манеру признания в любви. Французский путешественник Адель Туссен-Самсон (Adéle Toussaint-Samson) в XIX веке писал: "Бразильский язык со всеми его уменьшительными на -zinha, -zinhos, обладает креольским изяществом, и когда я слышу его, я попадаю под большое очарование; это португальский с его измененной носовой интонацией. Все ему подходит и  все придает бразильскому языку некую непоследовательность, которая соблазняет слух больше, чем язык <португальского поэта>Луиса де Камоэнса ". Другой пример  - романтизм афро-бразильской поэзии. Именно в этом жанре бразильский поэт  Лауриндо Жозе да Силва Рабело (Laurindo José da Silva Rabelo), писал самые страстные стихи. В "Suspiros e saudades" он воспевает романтическую интерпретацию своей боли,  боли метиса. Когда поэт любит, объектом его любви является "женщина, "брачного цвета цветущего апельсина"", блондинка, "со сладкими оттенками золота". Для бразильского философа Тобиаса Баррето (Tobias Barreto) любовь была объединяющим чувством: она шла, куда хотела, и не останавливалась перед барьерами цветных предрассудков.

В: Можно ли как-то представить хронологию развития концепции любви в Бразилии?  Есть какие-то этапы?

О: В истории нет определенных этапов, а есть моменты изменений и постоянства. Например, в XIX веке появилась идея романтической любви. Люди начали читать романы, в которых герои и героини стремились к браку по любви и счастливому концу своих историй. Это было ново. В то же время, в  высших слоях традиционным был брак по расчету с родственниками или друзьями. Это было архаично. Были и различные лазейки, которые позволяли избегать данную традицию. Это и похищение невест, которые отказывались выходить замуж за навязанных семьей кандидатов, девушки предпочитали сбежать с избранниками своего сердца. Мы словно прошли путь от периода, когда любовь была идеальным и недостижимым представлением (Средневековье), до периода, когда была предпринята робкая попытка соединить дух и материю (эпоха Возрождения). Затем наступил другой период, когда церковь и медицина сделали все возможное, чтобы разделить страсть и дружбу, поместив одно вне брака, а другое внутри (эпоха модерна). От этого периода мы переходим к романтизму XIX века, который ассоциирует любовь и смерть, и заканчиваем современными революциями, когда секс стал вопросом гигиены, а любовь, похоже, вернулась к состоянию так и не найденного идеала.

В: В начале своей книги вы соглашаетесь со словами Луиса Фелипе Рибейро (Luís Felipe Ribeiro): "в прошлом люди "не отдавали свое тело", но давали свою душу; сегодня они "отдают тело", но не  себя". В заключении своей книге вы говорите, что свобода любви - типичная для нашего времени - имеет свои цену: ответственность и одиночество. И подводите итог, указывая на положительную сторону традиций, которые, защищают семью и деторождение, являются источником глубоких эмоций. Мы хотели бы услышать чуть больше об опыте любви в современном мире.

О: Рассматривая преобразования, которые претерпело бразильское общество, можно сказать следующее: это была долгая эволюция, которая вела от запрета на удовольствие к праву на удовольствие. Мы прошли путь от руководства исповедников и духовников, которые запрещали все, до браков по расчету, которые контролировались,  каждый шаг сопровождался ревностным контролем и вниманием членами семьи. А от них - к влиянию революций, которые в конце 1960-х годов распространили по всему миру такие лозунги, как "Эрекция, восстание" или "Любите друг друга", не говоря уже о движении хиппи с его лозунгом "Мир и любовь". С тех пор любовь и удовольствие стали обязательными. Запрет был отменен. Была введена диктатура принудительного оргазма. Эротика вступила на территорию доблести, а удовольствие, так долго подавляемое, стало абсолютным приоритетом, почти задавив брак и чувства. Мы перешли от травяных афродизиаков к сексу по рецепту, благодаря виагре. Мы прошли путь от патриархального господства к освобождению женщин.

В Бразилии на протяжении более пятисот лет, браки заключались не по взаимному сексуальному влечению. Скорее, они были основаны на экономических или семейных интересах. Среди беднейших слоев населения брак или связь по обоюдному согласию были способом организации аграрного труда. Несомненно, непрерывный и тяжелый труд не оставлял места для сексуальной страсти. Известно, что между супружескими парами формы традиционной физической привязанности - поцелуи и ласки - были редки. Однако у мужчин было много шансов поддерживать внебрачные связи. Результат этого долгого пути? Эксперты говорят, что сегодня мы хотим всего одновременно: любви, безопасности, абсолютной верности, моногамии и головокружения от свободы. Опираясь исключительно на чувства, оставшиеся от романтической любви - самого хрупкого чувства, которое только может быть, - пара обречена на краткость, на кризис.  Сексуальная свобода - это бремя для молодых людей. Многие из них ностальгируют по старому языку любви, состоящему из благоразумия, мудрости и меланхолии, так  жили их бабушки и дедушки. Сегодня в моде желание постоянной любви, со всей ее интенсивностью, но без терзаний и эмоциональных бурь. В обществе потребления любовь переоценивается.

Секс стал новой теологией. О нем только говорят, и говорят плохо, вульгарно. В конце концов, мы знаем, что любовь не идеальна, что она несет в себе зависимость, отверженность, рабство, жертвенность и преображение.  Существует большой контраст между рассуждениями о любви и реальностью жизни влюбленных. Результат? Все больше и больше пишут о банализации сексуальности и разочаровании, в то время как любовь остается тонкой и важной вещью, которая продолжает заставлять многих мужчин и женщин мечтать, и очень много...

Оригинал статьи

артефакт, интересное, люди и судьбы, феномен, вехи истории, немного Бразилии, их нравы, традиции, наблюдения, быт, интимное, прошлое, литература, исследования, размышления, столпы культуры

Previous post Next post
Up