Архив: 1 мая в Бразилии. Часть 1.

May 01, 2021 22:30

Оригинал статьи Мильтона Лопеса здесь .



Демонстрация работников 1 мая 1919 года в Рио-де-Жанейро. Напечатано в газете Revista da Semana от 10 мая 1919. отсюда

Начиная с последнего десятилетия Империи (1881-1889 гг.), Бразилия встретилась с последствиями первой волны индустриализации. Несмотря на то, что основная часть экономики страны по-прежнему базировалась на крупномасштабном экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции (в то время преимущественно кофе), означился рост и промышленных предприятий: 200 в 1851 году, а в 1889 году - уже более 500.

В общем, количество инвестированных активов в индустрию в то время распределялось так: 60 % - текстильная промышленность, 15% - продовольствие, 10% - химическая промышленность, 4 % - деревообрабатывающая, 3,5% - производство одежды и 3 % на металлургию. В течение последующих десятилетий данные цифры не менялись. В период с 1890 по 1895 гг. были основаны более чем 425 фабрик, а инвестиции были сопоставимы с 50 % вложений в эту же сферу на 1880. Первая перепись населения в бразильской индустрии, проведенная в 1907 году показала, что в стране было 3,258 промышленных предприятий, на которых было занято 15,841 работников. 33 % фабрик от общего числа были расположены в Рио-де-Жанейро, в то время - столице провозглашенной республики (1889), вместо 7 % от прежнего штата Рио-де-Жанейро. В то время как на Сан-Паулу пришлось - 16 % и 15 % на Рио-Гранде-ду-Сул. Промышленная гегемония Рио-де-Жанейро в период с 1920 по 1938 гг. уступает Сан-Паулу. Первая Мировая война (1914-1918гг.) дала огромный толчок национальной промышленность, уменьшился импорт товаров от стран, вовлеченных в конфликт, а также уменьшение конкуренции с иностранными компаниями в связи с резким падением курса валют (Caio Prado Júnior. História Econômica do Brasil. São Paulo: Brasiliense, 1981, pp. 259-261. Boris Fausto. Trabalho Urbano e Conflito Social. São Paulo: DIFEL, 1983, pp.17-18. ).


Начало первой индустриализации страны совпало с правовой отменой рабства, в результате чего произошли изменения в государственной политики в отношении труда: разработка программ субсидирования азиатской ( японской) и европейской иммиграции. В период с 1871 по 1920 гг. в Бразилию прибыло 3,390,000 иммигрантов. 1,373,00 были итальянцами, 901,000 - португальцами и 500,000 - испанцами. Большинство из них основались в штате Сан-Паулу, чье правительство было самым активным в создании субсидий для иммиграции. Изначально, самая активная отрасль для иммиграции, было сельское хозяйство, но потом огромное количество рабочей силы начало вливаться в большие урбанистические центры, где только зарождалась индустрия страны, в частности, за счет самих фермеров( Sheldon Leslie Maram. Anarquistas, Imigrantes e o Movimento Operário Brasileiro 1890-1920. Rio de Janeiro: Paz e Terra, 1979, p.13.).

Подавляющее большинство европейских работников при прибытии в Бразилию начали поднимать, так называемый "социальный вопрос", так как перестали видеть в стране "экзотическое растение". Стоит ли говорить, что условия жизни и работы в поле и в городе привели к социальной борьбе.

Эверарду Диас писал: " Капиталисты, создававшие заводы, в основном текстильные и металлургические, рассчитывали на низкую базовую заработную плату, рабский труд, которые были в изобилии в развивающейся стране: люди были босыми, скудно питались - горстка муки маниоки, бобы, рис, сушеное мясо - самые дешевые продукты питания, которые заполонили рынок. Кофе, подслащенное коричневым сахаром, немного белой муки - вот это было уже предметом роскоши, точно также как и молоко, мясо, приправы, овощи ( их вообще никто не видел в доме у работника). Что же касается их жилищ, зачастую это были сараи во дворах или в подвалы, двухместные хижины, расположенные рядом с заводами, и за которые они ежемесячно выплачивали арендную плату в 15, 20, 30 тысяч рейсов. И это фабричные пролетариат, в основном женщины, молодые - они были предпочтительны для текстильной индустрии, работающие с 6 утра и до 7-8 вечера. (...) Металлургии и механике, зачастую, превалировали дети и мужчины. (...) Все или почти все неграмотные, суеверные, застенчивые, постоянно унижаемые бранными словами и оскорблениями. Полное невежество. Быть уволенным означало - голод и нищету у себя в доме. Безработица была каким-то террором" (Everardo Dias. História das Lutas Sociais no Brasil. 2ª ed., São Paulo: Alfa-Ômega, 1977, pp. 45-46.).

Верхушка же думала, что они "делают большое одолжение, такой своеобразный акт доброжелательности, предоставляя работу, дабы защитить бедных и голодных людей... Руководители и директора поэтому, являли собой надменность, позволяя скромным рабам разговаривать со собой, только прижимая шляпу к груди и целуя руку ( там же, стр. 46 )".

Именно в Сан-Паулу 15 апреля 1894 года, в нем тогда еще было мало заводов, 17 воинственных рабочих собрались в центре города на улице Либеру Бадару, номер 110. Там была принята резолюция парижского социалистического конгресса 1889 года, в которой устанавливалось, что 10 мая - день борьбы и протеста против жертв в Чикаго. Собравшиеся хотели подобающим образом отметить грядущее 1 мая. Однако собрание было разогнано полицией по доносу (считается, что это сделал итальянский консул). Группа состояла из бразильцев и итальянских иммигрантов. Над ними был устроен показательный суд, так их разделили на две группы: 10 человек, все выходцы из Италии, были отправлены в тюрьму в Рио, из которой они вышли только 12 декабря ( там же, стр. 48, 243, 327.). Прибыв в городок Сантос, по пути в Рио-де-Жанейро, один из них, Артур Кампаньоли, смог убежать, прыгнув в море, после того, как он на протяжении всего своего конвоирования, спрашивал у охраны, умеют ли они плавать (Afonso Schmidt, São Paulo de Meus Amores/Lembrança (Crônicas). São Paulo: Brasiliense, s.d., pp. 223-225.). Кампаньоли, ювелир по профессии, попал в Бразилию, после Франции и Англии и поселился вместе со своим братом Лучано в городке Гуарарема, пригороде Сан-Паулу, в последние годы монархии (1888) (там же, стр. 223-225).

Полиция Сан-Паулу была в готовности 1 мая, опасаясь демонстраций и конфликтов трудящихся, но ничего не произошло. Тем не менее пару бомб взорвалось в дворцах буржуазии паулиста, а также рядом со штаб-квартирой 5-го батальона полиции ( 1890-1990 Cem Vezes Primeiro de Maio. São Paulo, Prefeitura do Município de São Paulo / Secretaria Municipal de Cultura, 1990, p.104. Paulo Sérgio Pinheiro e Michael Hall (Org.) A Classe Operária no Brasil 1889-1930 Documentos Vol.II. São Paulo: Brasiliense, 1981, p. 240.).

Освобождение тех, кто был заключен в Рио, согласно одному из них, Феликсу Веззани, было возможно благодаря вмешательству, вступившего тогда в должность президента Прудетне Мораеса (2 сентября 1894 года, Сан-Паулу) и партии Апостоладу Позитивиста (Jacy Alves de Seixas. Mémoire et Oubli Anarchisme et Syndicalisme Révolutionnaire au Brésil. Paris: Éditions de la Maison des Sciences de l’Homme, 1992, p. 72. ). Получив телеграмму об освобождении, сообщники из Сан-Паулу встретили их на вокзале : в окружении кордона солдат со штыками и под звуки "Интернационала". Многие из них стали анархистами и продолжали борьбу.

Социлистический конгресс в Париже прошел в 1889 году, однако, только с 1891 года можно найти упоминания о празднованиях 1 мая в Бразилии. Так например, первое мая 1891 года - это название одноименной газеты, которая распространялась в тот день в Сан-Паулу, на следующий год, все повторилось, но теперь название было на итальянском - Primo Maggio. В 1892 такая газета - "Первое мая" была выпущена в Рио-де-Жанейро. Также в это день в Бразилии вышла в печать статья писателя Эвклида Кунья (1866-1909) в газете "У Эстаду Сан-Паулу".



Эвклид Кунья. отсюда

Хочется отметить, что в 1892 году социалисты отметили этот день в городке Сантос, а первое публичное празднование прошло в том же году, но в Порту Алегре.

В 1895 году в городке Сао Жосе ду Рио Парду 1 мая было отпраздновано мирно: с народными гуляньями, музыкой и фейерверком.

Однако отмечалось не только 1-е мая, связанное с трагедией в Чикаго, но и 11 ноября, когда в 1887 состоялась казнь восставших в Америке. Власти пристально следили за восставшими рабочими из Сан-Паулу, но в 1898 году пропаганда, связанная с этой датой появилась не только Сан-паулу, но и в Сантосе, Жундаи, Кампиносе и Рибейрао Прету.



рабочая газета "Пролетарская битва" со статье о 1 мая. отсюда

10 ноября 1898 года анархисты и социалисты подписали манифест, согласно следующему дню - 11 ноября. Как ответ на это, полиция подписала ордер на арест всех тех, чьи подписи стояли под манифестом. Полиция хотела склонить общественное мнение на свою сторону и выпустило бюллетень, в котором говорилось, что два анархиста хотели отравить городские резервуары с водой. С 1900 года отмечать 11 ноября стало все сложнее, так как дата совпала с годовщиной восшествия на престол итальянского короля, Виторио Эмануэля III ( его предшественник, король Умберто был убит анархистом Гаэтано Бресч), и это давало повод полиции считать, что празднования в этот день могло быть оскорблением для итальянских дипломатов. Тоже коснулось и 1-го мая.

P.s. речь идет об митинге на Хеймаркет- митинг-протест рабочих на площади Хеймаркет 4 мая 1886 года в городе Чикаго под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день, во время которого был совершен провоцирующий рабочих теракт. Бомбой, брошенной в полицейский отряд, было убито несколько полицейских и рабочих, после чего стражи порядка открыли огонь по митингующим. Это событие послужило поводом для ареста 8 анархистов и по приговору суда 11 ноября 1887 года четверо из них были повешены.

немного Бразилии, Сан-Паулу, традиции, архив, Рио Гранде ду Сул, прошлое, политика, столпы культуры, хронограф, люди и судьбы, праздники, Рио, вехи истории

Previous post Next post
Up