Капитал. Рента (2).

Feb 22, 2013 17:21

Продолжение, начало см. http://opiat-5x5.livejournal.com/74189.html

2. Теперь следует обобщить полученные выводы - распространить их на весь производственный капитал в экономике.
Для этого, во первых, упростим реальную экономику до её стационарной модели, когда все параметры экономического процесса остаются неизменными - каждый день производится и покупается одно и то же количество товаров и услуг, нет ни инфляции, ни дефляции, никто не богатеет и не беднеет, ничего не накапливается и не убывает.
Во вторых, разделим нашего таксиста-капиталиста на собственно капиталиста (напр. владельца таксопарка) и наёмного работника (водителей работающих в этом таксопарке по найму). Водители сдают выручку владельцу таксопарка, а он из этой выручки платит им заработную плату, оплачивает все производственные расходы и покупает новые машины (новые СП) взамен износившихся.
В рамках стационарной модели капитал владельца таксопарка не должен меняться. Но с одной стороны, этот капитал (автопарк) непрерывно эксплуатируется и, значит, совокупная цена его непрерывно падает. С другой стороны, замена износившейся машины (цена которой = 0) на новую (цена которой - цена покупки) увеличивает совокупную цену автопарка на эту самую цену покупки. Выходит, что график совокупной цены автопарка это "пила": в промежутках между покупками она падает, в момент покупки - восстанавливается. А поскольку в промежутках между покупками происходит соответствующее накопление денег на новую машину (из выручки), а в момент покупки - их расходование, то постоянный капитал, получается, состоит из двух составляющих: совокупной цены автопарка (материальная составляющая, меняющаяся по "пиле") и накопительной части (денежная составляющая, меняющейся по соответствующей "антипиле"). Часть выручки непрерывно направляемая в накопительную часть капитала называется, как известно, амортизационными отчислениями, амортизацией (капитала), а накопительная часть капитала, соответственно - амортизационным фондом. Итак постоянный капитал, получается, состоит из меняющихся в цене совокупности материальных средств производства и денежного амортизационного фонда.
Причём, поскольку величину производственных расходов, цену новой машины (а значит - норму отчислений на амортизацию) и даже цену поездки устанавливает не капиталист - владелец таксопарка, а "его величество" рынок, то из получаемой выручки на заработную плату приходится только то, что от неё остаётся после вышеупомянутых необходимых расходов (т.е., по остаточному принципу).
Кроме того, нужно помнить, что в упомянутом остатке выручки помимо заработной платы присутствует интерес капиталиста, причём объективный интерес. Действительно, отдав однажды свои деньги в обмен на постоянный капитал, капиталист не имеет далее возможности "отщипнуть" от его "тела" ни копейки. Он управляет им - поддерживает его постоянным, он может продать его - обменять обратно на наличные, но пока он капиталист, затраченных на капитал (инвестированных) денег для него как бы нет. Поэтому - чтобы мотивировать капиталиста держать свои деньги в капитале = в производстве товаров/услуг - заинтересованное в этих товарах/услугах общество предоставляет ему право присваивать определённую часть оставшейся выручки, сокращая тем самым заработную плату наёмных работников.
Сколько же денег нужно давать капиталисту, чтобы он не плюнул и не решил обернуть в наличные свой миллиард? Практика рыночной экономики даёт ответ на этот вопрос - определённый процент от величины капитала в год (сколько именно - зависит от текущего состояния экономики). Стало-быть минимум, который присваивает капиталист из остатка выручки также определяется не капиталистом, а внешними факторами, рынком. Причём, поскольку в рамках стационарной экономики капитал капиталиста расти не должен, то все эти проценты со своего капитала капиталист должен тратить на личное потребление. Выходит, что деньги вложенные в капитал дают капиталисту сохранение его денег + известный процент от капитала в год на личное потребление. И чем больше капитал, тем уровень личного потребления капиталиста выше. Что и наблюдается на практике. Этот минимальный процент от капитала предоставленный обществом капиталисту для личного потребления  уместно назвать капиталистической рентой.
Итак, в рамках стационарной модели рыночной экономики получаем следующую "картину маслом".
Цена товара/услуги (выручка) складывается из четырёх составляющих:
- производственных расходов;
- амортизационных отчислений;
- заработной платы
- капиталистической ренты.
При этом, две первых составляющих обеспечивают спрос в сфере производства средств производства, третья - в сфере товаров массового потребления и четвёртая - в сфере производства предметов роскоши. Причём всё произведённое покупается и ничего не накапливается. Короче, имеем идеальный капитализм.
Да, имеется различие в уровне потребления между наёмными работниками и капиталистами. Но это различие - как было показано выше - в рамках используемой стационарной модели экономики является объективным.

3. Только у идеального капитализма есть проблема - вот уже 300 лет его не удаётся реализовать на практике.

(продолжение следует), далее см. http://opiat-5x5.livejournal.com/74746.html

рента., капитал

Previous post Next post
Up