Обычно голоса кастратов это фальцет, дискант, контр-тенор и альт.
Алессандро Морески родился 11 ноября 1858 года в городе Монте-Компатри в католической семье. Он родился с врождённой паховой грыжей, что серьёзно угрожало его жизни. Чтобы спасти его жизнь, Алессандро пришлось кастрировать. В середине XIX века операции по удалению грыж не проводились, и кастрация была единственным способом избавиться от недуга. В 1870 году кастрация мальчиков с целью воспитать из них вокалистов была официально запрещена, а многих учителей, обучавших кастратов, не было в живых. Несмотря на это, в 1871 году Морески поступил учиться в Scuola Di San Salvatore в городе Лауро.
Это единственный - из великого множества певцов сего рода за всю их историю, - чей голос был записан на фонограф.
Пение последнего в мире профессионального певца-кастрата Алессандро Морески было записано на фонографические валики в 1902 - 1903 годах. Профессор Морески работал тогда солистом Сикстинской капеллы; там же он дирижировал хором.
Морески был настоящим кастратом, а не контртенором или певцом с необычайно высоким фальцетом. Ангус Хэриот, автор подробного исследования о певцах-кастратах пишет, что в оратории Бетховена "Христос на Масличной горе" Морески "был восхитителен; он брал до третьей октавы, а порой вставлял ещё и ми - на два тона выше!.."
В начале 1902 года Фред и Уилл Гайсберги (первые менеджеры лондонского отделения компании Gramophone) решили отправиться в Италию, в надежде записать голос необычайно тогда популярного папы. Они были приняты в Ватикане с чрезвычайной теплотой и куртуазностью - однако тут же были вежливо, но твёрдо информированы, что записать голос Папы не представляется возможным в связи с преклонным возрастом последнего: Лео XIII в то время уже перевалило за девяносто. (Любопытно, что на следующий год, когда Папе исполнилось 93 года, Джованни Беттини - приватный антрепренёр с собственным фонографом, всё-таки записал голос Папы Лео XIII - через пять месяцев после записи Папа скончался). Зато против записи папской капеллы никто не возражал, и Гайсбергам предоставили для этого в полное распоряжение Архиепископский дворец. "Прямо на полу посреди великолепного зала со стенами, сплошь увешанными шедеврами Тициана, Рафаэля и Тинторетто, мы смонтировали свою чудовищную машину; затем присоединили к ней три раструба от входной записывающей трубы…"
«Иногда в высоких и достаточно сложных пассажах его голос звучит поразительно легко и изящно. Как и большинство певцов того периода, он часто прибегает к portamento*… Несмотря на возраст сохранившихся записей, качество их достаточно приемлемо, и мы вполне можем представить если не объём, то, по крайней мере, тональное качество голоса Морески. Его голос, бесспорное сопрано, не похож ни на голос мальчика, ни на голос женщины; он сильнее первого, но не так нежен, как второй. Певец свободно пользуется грудными нотами, что производит большое впечатление в скачках на октаву в “Аве, Мария!” Большинству людей его тембр, с периодическими лёгкими “подвываниями”, кажется неприятным... Я не могу поставить Алессандро Морески в число моих любимых исполнителей, но при этом нахожу нечто совершенно завораживающее в откровенной, пусть и странным образом бесплотной, страсти и силе его пения. Будь его техника более совершенной, а стиль - менее витиеватым в угоду сентиментальным вкусам того времени, он мог бы понравиться и современной публике - и не только из соображений гуманизма. Но я уверен, что этого певца невозможно сравнить с Фаринелли. Он поражает, но не восхищает» (Десмонд Шейв-Тейлор)
...Интересно, кто-то эту нудятину ещё читает? )))
W.A. Mozart - Ave verum corpus (1902)
Bach-Gounod - Ave Maria (1904)
Emilio Calzanera - Oremus pro Pontifice (1904)
И, наконец, бонус! Голос 256-го папы римского Льва 13-го ))
The Voice of Pope Leo XIII (1903)
P. S. Саундтрек к фильму Жерара Корбьо "Farinelli". Голос легендарного кастрата
Фаринелли (Карло Броски) синтезирован при помощи современных технологий путем наложения голосов американского контратенора Дерека Ли Рагина и польской сопрано Евы Маллас-Годлевской.
Riccardo Broschi - Son Qual N
*Портаменто (итал. portamento букв. - перенесение) - способ соединения звуков при исполнении вокальной или инструментальной мелодии.
Заключается в легком скольжении (glissando) от одного звука к другому.
Спизжено
©,
© и
©, а также
©