Март 17-го. Вехи.

Nov 01, 2010 14:54


Собрал для себя хронологию Марта 1917. Единой линии событий нигде нет, источников крайне много, но в каждом либо акцент эмоции, либо распылении по глобальной картине истории.

2 марта
телеграмма генерала К.Н. Болховитинова генералу А.С. Лукомскому от 2 марта 1917 года, где
говорилось, что Великий князь Николай Николаевич, интересуясь результатом приема А.И. Гучкова
и В.В. Шульгина, желал «знать какое решение состоялось» и просил  «безотлагательно сообщить ему об этом решении, как только получится известие в ставке» . генерал Воейков ответил, «что принятого решения государь не изменит, и просил срочно дать необходимые распоряжения»
14-15 часов - указы Сенату о назначении Г.Львова, Ник.Ник. главковерхом, "отречение"

3 марта - Государь вернулся в Ставку поздно вечером, его встречает 150 человек - все чины Ставки.
В 15 часов, узнав о прибытии вечером в Могилев царя, помощник командира Конвоя Федор Михайлович Киреев вызвал сотни в город и приказал выставить усиленный караул в доме Николая II.
Лукомский: "Генерал Алексеев сейчас же явился к Государю и пробыл у Него долго. Я видел Алексеева после этого, и он мне сказал, что Государь подавлен и что Он намерен несколько дней пробыть в Ставке. В этот же вечер Алексеев вторично был у Государя и сказал мне после этого, что Государь хочет, пока Он будет находиться в Ставке, чтобы Ему делались обычные утренние доклады о положении фронта, как это обычно делалось раньше. Алексеев отдал мне соответствующее приказание." [Весь вечер Государь с Алексеевым!]
4 марта 
Лукомский :"утренний доклад Государю состоялся. После доклада Государь долго оставался с Алексеевым наедине. В этот же день к вечеру Алексеев сказал мне, что больше докладов Государю делаться не будет."
12 часов - В Ставку (Могилев) из Киева (час езды) приехали Мария Федоровна, вел.кн. Александр Михайлович, ген.-майор С.А.Долгоруков, фрейлина Зинаида Менгден
Государь, подъехал на машине к их поезду, два часа наедине беседовал с М.Ф.
Потом к ним вызвали А.М., состоялась краткая беседа Николая и Александра, Государь показал телеграммы командующих, отметил особенно телеграмму Николая Николаевича.
Доложили, что завтрак подан. Все отправились обедать в его дом: "Там также были Фредерикс, Сер[гей] М[ихайлович], Сандро, который приехал со мной, Граббе, Кира, Долгоруков, Воейков, Н.Лейхтенбергский и доктор Федоров." (М.Ф.)
Беседа М.Ф. и Николая продолжалась до 16 часов.
Ген. Алексеев послал кн. Львову телеграмму:
«Отказавшись от престола, Император просит моего сношения с вами по следующим вопросам.
Первое. Разрешить беспрепятственный проезд его с сопровождающими лицами в Царское Село.
Второе. Обеспечить безопасное пребывание его и семье с теми же лицами в Царском Селе до выздоровления детей. Третье. Предоставить и обеспечить беспрепятственный проезд ему и его семье до Романова и Мурманска с теми же лицами…»
 Что за лица?!
Ник.Ник. телеграфирует о планируемом отъезде 9-го марта
5 марта  
1 час по полуночи Ген. Л.Корнилов инспектирует охрану Александровского дворца - "Теперь не время спать"
Литургия, в храме Николай и М.Ф., служба окончилась в 11 часов. 
Ген. Алексеев просит «ускорить разрешение поставленных вопросов и одновременно командировать представителей правительства для сопровождения поездов отрекшегося Императора до места назначения».

М.Ф.: "К завтраку приехал Александр и просил меня, чтобы Ники уехал. Я спросила - куда, за границу?!
То же самое советовал Фредерикс. Ники сказал мне, что ему тоже советуют уехать как можно скорее, но он думает,
что нужно дождаться ответа из Петербурга: безопасно ли там. Возможно, ответ придет завтра."
[Какие циничные слова - он думает! А по сути Государь ждет разрешения от Алексеева]
Корнилов в 23 часа вызывает в Штаб полковника Кобылинского где сообщает о будущем назначении на неназванную секретную должность.
"Генерал мне ответил: “Завтра сообщу”.  Я пытался узнать у Корнилова, почему именно я назначен генералом на ответственную должность, но получил ответ: “Это вас не касается… Будьте готовы”. Попрощался и ушел… "

6 марта
Телеграмма : "Временное Правительство разрешает все три вопроса утвердительно, примет все меры, имеющиеся в его распоряжении, обеспечить беспрепятственный проезд в Царское Село, пребывание в Царском Селе и проезд до Романова на Мурмане [Мурманск]" .
Генерал Алексеев просит присягнуть Временному Правительству.Священник произносит слова. Государь до окончания церемонии находится у себя.
Лукомский : "Алексеев сообщил мне, что Государь намерен ехать в Царское 7 марта и что 8-го Он желает попрощаться с чинами Ставки."

7 марта
Опубликован текст присяги Врем.Пр-ву.
Государь завтракает [13 часов дня] с М.Ф., принял военных агентов.
М.Ф. : "Приехал Александр, чтобы убедить Ники ехать сразу дальше. Ники приехал в середине дня с Лейхтенбергским.
Я передала ему, что Александр и Вильямс советуют ему не задерживаться в Царском Селе.Прибыл Нилов и сказал, что Ники может завтра ехать" В 15 часов М.Ф. удалилась к себе.
А.М.: "Мы завтракаем. Мы обедаем. Разговоры не клеются. Мы говорим о годах нашего детства, в Ливадийском дворце."

полк.Кобылинский: "в 2 часа ночи мне позвонили на квартиру и передали приказ Корнилова - быть 8 марта в 8 час утра на Царскосельском вокзале… Я прибыл на вокзал и увидел там ген. Корнилова со своим адъютантом прап. Долинским. Корнилов мне сказал: “Когда мы сядем с вами в купе, я вам скажу о Вашем назначении”. Мы сели в купе. Корнилов мне объявил: “Сейчас мы едем в Царское Село. Я еду объявить Государыне, что она арестована. Вы назначены начальником Царскосельского гарнизона. Комендантом дворца назначен шт. рот. Коцебу. Но Вы будете иметь наблюдение и за дворцом, и Коцебу будет в вашем подчинении” "
Временное Правительство официально постановило:
«Признать отрекшегося Императора Николая II и его супругу лишенными свободы и доставить отрекшегося Императора в Царское Село»
[Теперь мы понимаем, что Корнилов был в курсе ареста еще как минимум с вечера 5-го,и даже с вечера 4-го, когда инстпектировал охрану, а значит В.Пр-во решило арестовать Царя еще 4-го. Набоков - секретарь В.П. пишет на журнале заседаний N1 , что сам он лично на заседании не присутствовал, и сожалеет что не может отразить в точности мысль участников и лишь фиксирует переданный ему журнал. Так он ловко снимает с себя ответственность за умолчание об аресте Царя в журнале. ]
Для выполнения постановления правительства командировались в Могилев члены Государственной Думы Бубликов, Вершинин, Горбунов и Калинин, в распоряжение которых поручалось генералу Алексееву предоставить воинский наряд для «охраны отрекшегося Императора». Им вменялось в обязанность «представить письменный доклад о выполнении ими поручения».

С.Мельгунов : "Вот основные пункты инструкции, подписанные Корниловым и его начальником штаба Рубец-Масальским :
 4. Допускать выход отрекшегося Императора и бывшей Императрицы на большой балкон дворца и в часть парка, непосредственно прилегающую к дворцу, в часы по их желанию, в промежутках между 8 час утра и 6 час вечера. В означенные часы дежурному офицеру находиться при отрекшемся Императоре и бывшей Императрице и распоряжении караульного начальника усиливать внешнюю охрану дворца.
 5. Все лица бывшей свиты, означенная в прилагаемом списке и пожелавшие по своей воле временно остаться в
Александровском Дворце, не имеют права выхода из дворца, подчиняясь в отношении выхода в парк правилам, установленным настоящей инструкцией.
 6. Без разрешения моего никаких сведений с лицами, содержащимися в Александровском дворце, не допускать.
 7. Письменные сношения со всеми лицами, находящимися во дворцов, допускать только через шт. ротм. Коцебу, которому надлежит подвергать строгому просмотру
все письма, записки и телеграммы, пропуская из них самостоятельно необходимые сношения хозяйственного характера и сообщения о здоровье,
медицинской помощи и т.п. Все остальное подлежит представлению в штаб.
 8. Телефон, находящейся во внутренних покоях дворца, снять, телефонные сношения допускать только по телефону в комнате дежурного офицера в
присутствии последнего или шт. ротм. Коцебу.
 9. В случае необходимости вызова врача-специалиста из Царского Села и Петрограда, таковых следует допускать во дворец при постоянном
сопровождении дежурного офицера.
 10. Все продукты, доставляемые во дворец, должны быть передаваемы оставшейся во Дворце прислуге в присутствии дежурного офицера и шт. ротм. Коцебу, на
обязанности которых является не допускать никаких разговоров относительно внутренних лиц дворца…"
[Добровольность заключения слуг в Екатеринбурге обусловилась их выбором еще в марте 17-го]

И еще замечательная цитата Мельгунова: "По корниловской инструкции караул во дворце впредь должны были занимать по очереди все запасные полки и батальоны гарнизона. От бывшего «собственного конвоя» должны были назначаться только конные дозоры для охраны Царского Села и его ближайших окрестностей, посты от «дворцовой полиции» немедленно снимались.
Это распоряжение, по-видимому, прошло не совсем гладко, - представитель Исполн. Ком., совершивший через день вооруженный рейд в Царское Село, рассказал в воспоминаниях, со слов царскосельских стрелков, что они «чуть не с боя заняли караул», так как «сводный гвардейский полк ни за что не хотел сменяться».
Этот рассказ подтверждает версию, изложенную упомянутым Кологривовым (молодому Маркову Сергею) - об этом офицере придется еще говорить, - «сводный батальон готовился встретить ожидавшегося Царя с “подобающими почестями”, но был сменен за четыре часа до приезда Государя».
- «Батальон, - рассказывал Кологривов, - как один человек отказался впустить их (новую охрану) за решетку дворца и… выкатил пулеметы.
Но Царица попросила к себе полковника Лазарева (сменившего арестованного ген. Рескина),
и… пришлось преклониться перед судьбой: “Не повторяйте климата французской революции,
защищая мраморную лестницу дворца…”»

8 марта
А.М.: "Окна вагона старой Императрицы освещены."
Ночью ген.Алексеев принял телеграмму о приезде группы для ареста Царя.

Утром он просит всех собраться сообщая, что Государь хочет обратиться с прощальным словом... К одиннадцати часам зала переполнена. Государь входит.
"Он благодарит свой штаб и просит всех продолжать работу «с прежним усердием и жертвенностью». Он просить всех забыть вражду, служить верой и правдой России и вести нашу армию к победе. Потом он произносит свои прощальные слова, короткими военными фразами, избегая патетических, слов. Его скромность производить на присутствующих громадное впечатление." [Государь в речи не упоминает о своем отречении!]
полковник Пронин: "Государь, не закончив обхода, приостановился и, резко поклонившись, направился к выходу, спустился по лестнице и прошел через сад во дворец…"
М.Ф. : "Ники пришел после 12-ти проститься со Штабом и остальными. Завтракали у меня в поезде: Борис и мои. Был командир полка Георгиевских кавалеров. Сидели до 5 часов, пока он не ушел."
А.М. "Что-то говорит о своем отъезде в Англию, хотя и предпочитает остаться в России...его отъезд назначен на завтра. В четыре часа дня он и Сергей должны ухать в Петроград. Я же и вдовствующая Императрица отправляемся в Киев."
15 часов поезд с комиссарами Государ. Думы прибыл
А.М. : "Без четверти четыре. Его поезд стоит на путях напротив нашего."
Отчет Вершинина : "Когда все было готово, отрекшийся Император перешел из вагона Царицы-матери в императорский поезд."

9 марта
Генерал Вильямс от М.Ф. отправляется к Государю, там и остается. Затрак М.Ф. и А.М.
Государь находится под арестом в своем поезде.
В 4 час 50 мин поезд с Николаем отбыл из Могилева.
М.Ф. : "Еще ничего не слышно от Ники...  Поезд наконец прибыл в 5 ч[асов]. "
Ник.Ник. выехал в Ставку.

< Петроград: Царь на перроне вокзала, как описывает корреспондент газеты «День», молча (смотря вниз и не промолвив ни слова) «добежал» до автомобиля.>
Лукомский : "В силу занимаемой мною должности генерал-квартирмейстера обыкновенно телеграммы на имя начальника штаба сначала шли ко мне, а затем мною уже докладывались генералу Алексееву."
10 марта
11 марта Ник.Ник.прибыл в Ставку и принял присягу вместе с горожанами Могилева. В тот же день после совещания с Алексеевым он передает ему пост главковерха. От должности из армии он будет уволен 27 мая.

1917

Previous post Next post
Up