Оригинал взят у
sokura в
Советская вычислительная техника.Оригинал взят у
koparev в
Советская вычислительная техника.Оригинал взят у
koparev в
Советская вычислительная техника.Оригинал взят у
toomth в
Советская вычислительная техника.
Официальной "датой рождения" советской вычислительной техники следует конец 1948 года. Именно тогда в секретной лаборатории в местечке Феофания под Киевом под руководством Сергея Александровича Лебедева (в то время - директора Института электротехники АН Украины и по совместительству руководителя лаборатории Института точной механики и вычислительной техники АН СССР) начались работы по созданию Малой Электронной Счетной Машины (МЭСМ).
В своей первой машине Лебедев реализовал основополагающие принципы построения компьютеров, такие как:
наличие арифметических устройств, памяти, устройств ввода/вывода и управления;
кодирование и хранение программы в памяти, подобно числам;
двоичная система счисления для кодирования чисел и команд;
Первые советские ЭВМ были на основе двоичной логики, именно той, которая используется в вычислительной технике в настоящее время. А вот первая американская ENIAC использовала десятичную систему(!!!).
автоматическое выполнение вычислений на основе хранимой программы;
наличие как арифметических, так и логических операций;
иерархический принцип построения памяти;
использование численных методов для реализации вычислений.
Проектирование, монтаж и отладка МЭСМ были выполнены в рекордно короткие сроки (примерно 2 года) и проведены силами всего 17 человек (12 научных сотрудников и 5 техников). Пробный пуск машины МЭСМ состоялся 6 ноября 1950 года, а регулярная эксплуатация - 25 декабря 1951 года.
Первое детище С.А.Лебедева - МЭСМ
You can watch this video on www.livejournal.com
В 1953 году коллективом, возглавляемым С.А.Лебедевым, была создана первая большая ЭВМ - БЭСМ-1 (от Большая Электронная Счетная Машина). Она создавалась уже в Москве, в Институте точной механики (сокращенно - ИТМ) и Вычислительном центре АН СССР, директором которого и стал С.А.Лебедев, а собрана была на Московском заводе счетно-аналитических машин (сокращенно - САМ).
Доклад Лебедева в 1956г на научной конференции в Дармштадте стал настоящей сенсацией: оказалось, что собранная в Советском Союзе БЭСМ-1 является самым производительным и мощным компьютером в Европе.
Лебедев у одной из стоек БЕСМ-1
В 1958 году после модернизации оперативной памяти БЭСМ получившая название БЭСМ-2, была подготовлена к серийному производству на одном из заводов Союза, которое и было осуществлено в количестве нескольких десятков, что для того времени было весьма немало.
Созданный в Швейцарии Международный центр ядерных исследований пользовался для расчетов советскими ЭВМ
Параллельно шла работа в подмосковном Специальном конструкторском бюро № 245, которым руководил М.А.Лесечко, основанном также в декабре 1948 года приказом И.В.Сталина. В 1950-1953 гг. коллектив этого конструкторского бюро, но уже под руководством Базилевского Ю.Я. разработал цифровую вычислительную машину общего назначения "Стрела" с быстродействием в 2 тысячи операций в секунду. Эта машина выпускалась до 1956 года, а всего было сделано 7 экземпляров. Таким образом, "Стрела" была первой советской серийной ЭВМ
ЭВМ Стрела
Параллельно с этими машинами развивалась еще одна ветвь советского компьютеростроения - М-1, "Автоматическая цифровая вычислительная машина", которой руководил И.С.Брук. М-1 хоть и обладала более низким быстродействием чем большие машины, но занимала довольно мало места - всего 9 квадратных метров (сравните со 100 кв.м. у БЭСМ-1) и потребляла значительно меньше энергии.
ЭВМ М-1
И. С. Брук одним из первых в мире осознал, что не для всех классов задач требуется предельная производительность. В середине 1950г он разработал и экономически обосновал концепцию «малогабаритных машин», то есть то что мы сегодня знаем под названием "персональный компьютер". Такие машины, по мысли Брука, должны были предназначаться для небольших конструкторских бюро и научных организаций, не имеющих средств и помещений для приобретения машин типа БЭСМ.
Американцы говорят о том, что первая в мире компьютерная сеть заработала в 1965 году, когда были соединены компьютеры TX-2 Массачусетского технологического института и Q-32 корпорации SDC в Санта-Монике. Но это - американский миф, ибо ещё в 1958 году комплекс, состоявший из нескольких машин М-40 и М-50, в том числе расположенных на мобильной платформе, был объединен между собой в беспроводную сеть, работавшую на расстояниях до 200 км. То есть, компьютерная сеть была впервые разработана и воплощена в СССР, раньше американцев на целых 7 лет(!!!).
В скором времени М-1 была серьезно усовершенствована, и ее быстродействие достигло уровня "Стрелы" - 2 тысячи операций в секунду, в то же время размеры и энергопотребление выросли незначительно. Новая машина получила закономерное название М-2 и введена в эксплуатацию в 1953 году. По соотношению стоимости, размеров и производительности М-2 стала наилучшим компьютером Союза. Именно М-2 победила в первом международном шахматном турнире между компьютерами.
На основе вычислительных машин Брука в СССР была разработана и запущена в серийное производство ЭВМ "Минск", ставшие широко известны не только в СССР, но и в странах Восточного блока.
В 1966 году над Москвой была развернута система противоракетной обороны на базе созданной группами С.А.Лебедева и его коллеги В.С.Бурцева ЭВМ 5Э92б с производительностью 500 тысяч операций в секунду, просуществовавшая до настоящего времени (в 2002 году должна быть демонтирована в связи с сокращением РВСН).
Особый интерес представляет разработанная в МГУ вычислительная машина "Сетунь" - первая и единственная в мире ЭВМ использующая троичную логику. Причём она была выпущена весьма значительной серией - 50 шт и долго использовалась в различных институтах СССР.
ЭВМ Сетунь
Эта машина и сегодня не имеет аналогов в мире, но исторически сложилось, что развитие информатики ушло в русло двоичной логики.
Таким образом к середине 60-х в СССР имелась своя научная школа вычислительной техники, и собственное производство, покрывающее потребности страны выпуском машин самого разного назначения
В 1967 году фирма IBM купила советскую ЭВМ «МИР-1» на выставке в Лондоне: у IBM был спор о приоритете с конкурентами, и машина была куплена для того, чтобы доказать, что принцип ступенчатого микропрограммирования, запатентованный их конкурентами в 1963 году, давным-давно известен русским и применяется в серийных(!!!) машинах.
Однако в конце 60-х руководством страны было принято решение, имевшее, как показал ход дальнейших событий, катастрофические последствия: о замене всех разнокалиберных отечественных разработок среднего класса (их насчитывалось с полдесятка - "Мински", "Уралы", разные варианты архитектуры М-20 и пр.) - на Единое Семейство ЭВМ на базе архитектуры IBM 360, - американского аналога. На уровне Минприбора не так громко было принято аналогичное решение в отношении мини-ЭВМ. Потом, во второй половине 70-х годов, в качестве генеральной линии для мини- и микро-ЭВМ была утверждена архитектура PDP-11 также иностранной фирмы DEC. В результате производители отечественных ЭВМ были принуждены копировать устаревшие образцы IBM-вской вычислительной техники. Это было начало конца. С начала 70-х годов разработка малых и средних средств вычислительной техники в СССР начала деградировать. Вместо дальнейшего развития проработанных и испытанных концепций компьютеростроения огромные силы институтов вычислительной техники страны стали заниматься "тупым", да к тому же еще и полузаконным копированием западных компьютеров. Впрочем, законным оно быть не могло - шла "холодная война", и экспорт современных технологий "компьютеростроения" в СССР в большинстве западных стран был попросту законодательно запрещен, поэтому в СССР поставлялась только устаревшая техника. Самое главное - путь копирования заокеанских решений оказался гораздо сложнее, чем это предполагалось ранее. Для совместимости архитектур требовалась совместимость на уровне элементной базы, а этого тогда было.Соответственно отечественная электронная промышленность также вынужденно встала на путь клонирования американских компонентов, - для обеспечения возможности создания аналогов западных ЭВМ. Но копия всегда хуже оригинала. В результате ошибочное, или умышленное, решении в области ЭВМ, потянула на дно и развитие отечественной микроэлектроники. Кто в руководстве страны принял такое решение - история умалчивает.
Окончательный крах отечественной школы вычислительной техники наступил после 1991г. Новая власть России взяла курс на уничтожение российской науки и оригинальных технологий. Кто-то из разработчиков уехал за границу. Кто-то работает не по специальности. Впрочем это уже совсем другая история.