ДРЕВНИЕ КОРНИ УРАЛЬСКИХ СКАЗОВ. СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА

Mar 31, 2017 01:46

Оригинал взят у ss69100 в ДРЕВНИЕ КОРНИ УРАЛЬСКИХ СКАЗОВ. СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА
Оригинал взят у 3d_shka в ДРЕВНИЕ КОРНИ УРАЛЬСКИХ СКАЗОВ. СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА

Являются ли Великий Полоз, Малахитница и другие персонажи сказов Бажова лишь выдумкой фольклориста, или же за их образами стоят древние боги?

Бажов является не просто одним из плеяды русских сказочников. Он создал самобытный и необычный мир сказок горнозаводской цивилизации, которая, словно египетская пирамида, стоит на пласте еще более древних, можно сказать, глубинных верований. И возможно, именно благодаря этим хтоническим пластам человеческой памяти, сказы о Полозе, Малахитнице и Девке Азовке оказались столь живучими. При всей своей привычности современному читателю, их образы несут в себе гораздо больше сакрального смысла и правды.

Хозяйка Медной горы

По одной из версий, Хозяйка Медной горы является духом местности, в данном случае - божеством месторождения Гумешки, также известной как «Медная гора», чья история насчитывает десятки веков горной добычи. По другой, принятой в ученых кругах теории, ее образ стал результатом преломления в сознании простого народа клейма с изображением Венеры, которая ставилась на полевскую медь (Сысертский уезд бывшей Пермской губернии, а теперь Свердловской области).

Однако на этом мифологические и реальные корни легенды о Малахитнице не заканчиваются, а лишь начинаются. Обратимся к нашему первоисточнику, а именно сказам Павла Бажова. Вот как описана Хозяйка:

«…И уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей…»

Ничего не напоминает? Правильно, можно проследить параллели с обычной славянской нечистью: полуденницами, кикиморами, оборотнями лесными. Отсюда и невнятный шёпот, и перекидывание облика, и двуединый характер (доброго и злого, карающего и дающего) крестной силы, на которую столь богат славянский фольклор.

Но одновременно, Малахитница является и владелицей медных копей, хозяйкой самоцветов и всего подгорного мира, а это, по мнению фольклористов, например, В. Я. Пропи, делает ее повелительницей царства мертвых, а людей, пришедших к ней сквозь камень - покойниками (параллельно можно вспомнить топонимическую легенду о Полюде, который «ушел в гору»).

Согласно верованиям древних угров, поклонявшихся ей, у Хозяйки было множество имен: Золотая Баба, Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Калташ-Эква, Йоли и т. д. Она не только отбирала жизни, но и давала их. А по представлениям вогулов, угров, манси и других племен, проживавших на территории Урала, души принимали облик жучков и ящериц, да и сама богиня могла превращаться в змейку или ящерку. Снова параллель?


Интересная и загадочная легенда о том, кем же являлась Хозяйка на самом деле, имеет куда более глубокие корни: по версии многих современных ученых, она - идол Золотой Бабы, которой поклонялись с древнейших времен местные племена вогулов и которую жаждали получить все, кто приходил на Урал. Её происхождение, по одной теории - лежит во временах Древнего Египта и тогда она была статуей богини Изиды, отлитой из чистого золота.
Однако есть различия в версиях о том, из какого материала была сделана статуя. Носить «малахитовое платье» могла лишь медная статуя, покрывшаяся патиной. И на это же указывает «Медная гора». На это же указывают показания многих летописцев, не говоривших, из какого материала сделан идол Золотой бабы, поэтому вероятно, что в данном случае золотой она была лишь иносказательно. Но вернемся к теории ее драгоценного происхождения.

Что примечательно, на старинных европейских картах Московии, возле устья реки Обь часто встречалась фраза «Золотая Баба», дополненная рисунком красивой женщины. Было ли это связано с культом, возникшим на Урале задолго до появления христиан? Очень может быть.

Сигизмунд Герберштейн, австрийский дипломат, дважды побывавший в Московии в начале XVI века, описывал мистический танец идола: «На спине крутясь, Одержимо вертясь, Вскрикивая, Подпрыгивая, Как сверчок, звенеть начала…» Знакомое описание, не правда ли?

Сюда, на Урал, статуя прибыла с полулегендарными киммерийцами, создавшими мифологическую страну Беармию (также часто упоминаемую в европейских картах до XV века). Именно это название нередко связывают с образованием слова «Пермь», как впоследствии стали называться и местные финно-угорские племена, и территория, а затем - удельное княжество Пермь Великая.


По сообщениям свидетелей, в местах поклонения «Хозяйки гор» (еще одного названия «Золотой Бабы») всегда было много собрано множество сокровищ, в частности - золота. А золото часто почиталось как символ загробного мира. И стоит заметить, что в сказах Бажова, золотые украшения, подаренные Хозяйкой Настеньке, также явно указывали на потусторонний мир, что доказывает правоту параллелей между образами.

Затем, когда в Пермь пришли русичи, золотая баба стала недоступной, «ушла в гору» под напором христианства, но память о ней осталась не только среди ушкуйников, но и горных рабочих, проводниками которых на заре горной добычи были представители местных племен.

Причем известна Золотая баба была далеко за пределами Руси, о ней знали польские путешественники и описывали ее еще в XIII веке как истукана «нагого, с сыном на стуле сидящего», что идеально подходит под образ древнеегипетских статуй Изиды со своим сыном, младенцем-Гором.

Несмотря на то, что по заверениям пермских летописцев, идол был уничтожен, за ним в начале XVIII века охотились борцы с язычеством - отец Филофей и Григорий Новицкий, поставившие своей целью уничтожение любых верований, идущих в разрез с христианством. Тогда же была срублена священная для угров Прокудливая Береза, а на ее пне был воздвигнут алтарь. Именно тогда язычество, а с ним идол и чудь белоглазая, покинули земной мир, обосновавшись в мире подземном, который только начал осваивать пришлый рабочий люд.

Некоторые историки утверждают, что поиск Золотой бабы продолжался и в то время, как сам сказочник Бажов писал свои сказы, но уже под эгидой борьбы с «религиозным дурманом» среди горнозаводских рабочих. Появилась информация, что Золотая баба находится у хантов, проживавших вблизи реки Казым (Нижняя Обь). Дальнейшая история, возможно, затеряна в анналах КГБ и только ждет своего часа.



Великий Полоз

Не менее важным с точки зрения исторических и мифологических основ сказов Бажова является Великий Полоз, хтоническая змея, властитель гор и золотых жил. На Руси он считался повелителем всех ползучих гадов и жил под землей. Как известно, на 12 июня он выползал в мир людей и искал себе жену, именно поэтому, в Змеевик девки сидели по домам, а по улицам ходили только мужчины. Этот образ популярен не только на Руси: поляки также чтили Полоза и боялись его. Однако на Урале, миф приобрел куда большее значение, став одновременно и гигантским змеем вроде Уробороса, и конкретным видом пресмыкающихся. Согласно некоторым свидетельствам, в 1870 году его существование зафиксировал зоолог Сабанеев; в конце XIX жители Аракуля убили полоза длиной не менее трех метров, а его чучело было подарено Лондонскому музею природы. Золотоискатели верили, что там, где проползет этот огромный змей, найдется жила самородного металла. Кроме того, он мог отвести золото в сторону, если ему не нравились золотодобытчики - так рабочие объясняли внезапное исчезновение жилы.

Согласно первой ипостаси, гигантский Полоз решил опоясать землю, однако остановился у порога Северного-Ледовитого океана, а затем и окаменел, превратившись в Уральский хребет: его кровь стала нефтью, а внутренности - полезными ископаемыми. А до наших дней, как говорит присказка, дожили его дети - Змеевки и Медяницы, да и сама Хозяйка Медной горы.



Корни других бажовских персонажей

Конечно, другие сверхъестественные образы из сказов не могут похвастаться такой богатой историей, однако не лишены своего очарования и тайны.

Так, Олень Серебряное Копытце связан с мансийским культом Небесного Оленя, которому шаманы подставляли блюда из драгоценных металлов, дабы он не ступал по нечистой земле. Сейчас эти блюда хранятся во многих музеях России как важные артефакты исторического наследия. Земляная кошка же стала персонификацией сернистого газа, который воспламенялся над поверхностью земли, создавая образ кошачьих ушей.

Несмотря на то, что некоторые персонажи сказов Бажова были придуманы им самим, но по большей части, их образы уходят в глубокую древность, о которой можно судить лишь по обрывочным легендам, дошедшим до нас благодаря малым народностям и простым горнякам. А уж бояться или любить горных божеств - решать каждому. Но, как известно, они бывают весьма жестокими. Так осмелитесь ли вы искать встречи с Хозяйкой Медной горы или Великим Полозом? Урал ждет.

Читать все сказы Бажова.Содержание

Божов П

Previous post Next post
Up