«Картина Репина «Приплыли»: о какой картине идёт речь, и кто действительно её автор

Nov 20, 2016 20:03

Оригинал взят у 3d_shka в «Картина Репина «Приплыли»: о какой картине идёт речь, и кто действительно её автор
Автор - Vedma_ELENA. Это цитата этого сообщения
«Картина Репина «Приплыли»: о какой картине идёт речь, и кто действительно её автор

Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.

Небольшая речка за околицей, возможно, приток Дона.

Женщины с детьми пришли помыться. У них тут баня. Поодаль моются мужчины.

В тумане по течению реки сюда случайно принесло монахов. Возникла пикантная ситуация...
Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.
В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название - «Приплыли».


В основе сюжета картины Соловьева - сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины - оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.
Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается - «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.


Лев Соловьёв - художник из Воронежа - широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.
До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.



А ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ АВТОРЕ?
Пастух-живописец
Лев Григорьевич Соловьев (1837 - 1919) родился в слободе Лушниковка Острогожского уезда, в простой крестьянской семье. Свою трудовую биографию начал еще в детстве - маленькому Леве довелось быть и пастухом, и поводырем для слепых. Тогда же паренек почувствовал тягу к живописи. Позднее художник вспоминал, что он с малых лет все время что-то зарисовывал, пользуясь за неимением красок углем и мелом. Данные опыты приметил заезжий иконописец и забрал талантливого самоучку с собой в Воронеж. Здесь он трудился в мастерской и активно занимался самообразованием. Позже жажда новых знаний привела молодого человека в Петербург. Соловьев посещал уроки в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Живописные опыты самородка из народа благосклонно оценивали знатоки искусства. Его произведения неоднократно экспонировались на выставках Императорского общества поощрения художников…
В Северной Пальмире Соловьев провел шесть лет. Однако суетливая столичная жизнь оказалась ему не по нраву, и в 1878 году он вернулся в Воронеж.

«Всемирная грамота человечества»
В свое время Лев Григорьевич был очень известным в нашем городе человеком. Он писал лики святых и расписывал храмы по заказу Воронежской епархии, преподавал иконопись в семинарии. Кстати, известно, что на праздновании полуторвекового юбилея учебного заведения в церкви Иоанна Богослова была выставлена особая «световая икона» кисти Соловьева (очевидно, он выполнил ее на стекле).
Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. А в начале 1890-х открыл Частные рисовальные классы, что позже выросли в целую школу. Причем уроки в ней велись совершенно бесплатно! Таков был жизненный принцип Соловьева, видевшего в творчестве Божий дар, который люди призваны развивать в себе и бескорыстно передавать другим. Свое понимание духовных задач художника Лев Григорьевич описал в статье «Живопись и рисование». Он называл изобразительное искусство «всемирной грамотой человечества, научающей …читать живую книгу вселенной». А Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьевым и такими же подвижниками - супругами Пономаревыми, должна была по мысли создателей стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.
В детстве Соловьеву довелось быть и пастухом, и поводырем для слепых…
Здесь приобрели первый опыт выдающиеся мастера живописи Александр Бучкури, Павел Шмаров, Елена Киселева, Александр Куприн и многие другие. После революции на базе школы открылись Воронежские свободные художественные мастерские, вокруг которых тогда «крутилась» вся творческая жизнь города.

Дом с секретом
Особая история связана с домом Соловьева, который находился на улице Консисторской (ныне - Фрунзе). Деревянный особнячок до наших дней не дожил, но сохранились его описания и, судя по ним, это было настоящее культурное явление! Вот что рассказывал о нем в 1902 году читателям журнала «Новое дело» писатель и публицист Евгений Марков: «…деревянный домик, наполовину вросший своим кирпичным нижним этажом в глинистый косогор обрыва, …садик, набитый в беспорядочной тесноте фруктовыми и тенистыми деревьями, никогда не запертая калитка… Открыли дверь - и сами себе не верите. Вы в музее, в картинной галерее. Начиная с прихожей во всех комнатках, на всех стенах, во всех простенках этюды, рисунки, масляные картины; висят, стоят, лежат в тесноте бесхитростной студии, среди полотен, палитр, мольбертов и гипсовых фигур». Именно в этом домике-музее художник проводил свои первые занятия с учениками.

Борец со смертью
Лев Григорьевич прожил долгую, интересную жизнь и до последних дней сохранял верность своему идеалу творца-подвижника. Эту светлую и бескорыстную любовь к искусству в свое время тонко подметил выдающийся философ, один из родоначальников русского космизма Николай Федоров. Он был дружен с Соловьевым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на Консисторской статью. Там есть такие слова: «Созидатель этого музея …поставил себе целью «спасать от смерти, что можно»… Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Это человек не XIX, а XX века, …постоянно работающий для будущего». Самым лучшим методом в живописи Лев Соловьев считал рисование с натуры. Только эта «манера», по мысли художника, дает возможность отразить живые впечатления и всемерно способствует рождению неповторимого стиля. Соловьев писал: «Раскрытая книга природы перед очами разума человеческого всегда была, есть и будет единственным, ничем незаменимым первоисточником для всех существующих наук и искусств». Особенно живописцу удавались сюжетные картины и портреты. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Несколько этюдов Соловьева находятся в Государственном Русском музее и одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее. Большое собрание произведений хранится в областном художественном музее имени Крамского.



ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ. Утрачена..во время войны



ПАШНЯ. Утрачена во время войны
Острогожский историко-художественный музей имени И.Н. Крамского



Л. Соловьев, «Рождество» (Волшебный фонарь), 1876 год

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Художники, Юмор

Previous post Next post
Up