Отзыв от наших друзей - портала
Wecherom.ru Совсем недавно
Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского преподнес нам подарок - долгожданную премьеру оперы Александра Чайковского «Альтист Данилов», посвященную Юрию Башмету.
«Это опера про оркестр в музыкальном театре, - рассказывает композитор, - про тех людей, с которыми связана вся моя жизнь и жизнь моей жены, концертмейстера оркестра Мариинского театра. Я очень хорошо знаю все «прелести» и трудности жизни оркестрантов, и мне давно хотелось об этом написать. Это целый закрытый мир, который одинаков для всех оркестров во всех странах. Но мир этот для меня очень симпатичен и близок.
В этом оркестре есть главный инструмент - альт. Это один из моих любимых инструментов. Я написал для своего близкого друга Юрия Башмета очень много и посвящаю эту оперу ему, как великому человеку и музыканту».
Опера «Альтист Данилов» написана по одноименному роману Владимира Орлова, который впервые увидел свет в 1980 году в журнале «Новый мир». Надо сказать, что книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. В кругу интеллигенции враз заговорил о ней, сравнивая с культовым «Мастером и Маргаритой» Булгакова.
Действие романа разворачивается в 70-е годы в Москве. Главный герой, как уже понятно из названия - музыкант альтист Данилов. Он играет в оркестре, он талантлив, умен, разведен и влюблен. Но есть у него маленькая тайна: на самом деле Данилов - демон по отцовской линии.
Еще ребенком он был перенесен в Девять Слоев, мир ему подобных, но в семь лет из-за происхождения отправлен на землю. Ожиданий начальства не оправдал - вместо гадостей и пакостей, взял да и полюбил людей. Из-за этого его прикрепили к домовым и сделали демоном на договоре, а теперь и вовсе назначили суд-уничтожение сущности-стирание памяти о нем.
Это основная линия сюжета, вокруг которой вертятся его любовь к Наташе - лаборантке и швее, отношения с демонической женщиной Анастасией, с демонессой Химеко, забавная и трогательная дружба с бывшей женой Клавдией и размышления о жизни, искусстве и прекрасном.
Александр Чайковский сам писал либретто для оперы - этим и объясняется бережный подход к тексту - все основные линии сохранены. Конечно, что-то укорочено, что-то добавлено - в силу специфики жанра, но основное осталось нетронутым.
Очень необычно выглядел оркестр, который расположился прямо на сцене, уже с первых аккордов понимаешь, что это не просто прихоть режиссера (Михаил Кисляров), а что оркестр - один из героев оперы. Он - часть музыкального действа не только в музыке, но и в сценической игре.
Музыка «Альтиста Данилова» красива и где-то даже эпична - она «пробирает до костей и мурашек» (сцена с Анастасией, когда она упрашивает Данилова остаться с ней, дуэль Кармадона с Даниловым, заключительный дуэт Данилова и Наташи). Запоминающейся и «прилипчивой» - со всеми шансами стать одним из хитов - явилась песенка про синего быка, которую поют Кармадон и Данилов, после того, как первый признался второму, что после малипденовой командировки хочет побыть синим быком и выспаться.
В спектакле использованы фрагменты других произведений Александра Чайковского: Концерта №2 «Этюды в простых тонах» для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано, соч. 53 и Симфонии №4 для оркестра и хора, соч.78 - они также посвящены Башмету. Кстати, многие читатели до сих пор уверены, что Башмет - это прообраз Данилова.
«Меня везде спрашивали, ты знаком с автором, - рассказывает альтист. - Ты ведь прообраз. Сначала говорил нет, потом начинал раздражаться. И это одно другому, мне казалось, стало мешать. Потому что у меня фамилия Башмет, а не Данилов. Это продолжалось очень плотно, все больше, больше и больше. Чем популярнее становился роман, тем больше я превращался из Башмета в Данилова» (из мат. «Новости культуры»). Судьба ли это или рок, что через несколько лет после этой истории, Александр Чайковский посвятил оперу «Альтист Данилов» именно Башмету.
Данилов не только музыкант играющий, он музыкант сочиняющий. Именно с этого и начинается опера. Оркестр играет, Данилов полулежит, судьи из Девяти слоев слушают и, наконец, один из них раздраженно спрашивает: «Что это?» «Музыка», - отвечает Данилов и рассказывает о додекафонии, двенадцатитоновой музыкальной системе Арнольда Шенберга, основателя новой венской школы.
Тема различных музыкальных экспериментов затронута в книге очень глубоко - и в опере это отражено в образе Земского - скрипача, проповедующего «тишизм» и утверждающего, что звуки уже давно себя изжили и музыка только тогда станет истинным искусством, когда будет звучать лишь в душе. Это уже почти Джон Кейдж со своим знаменитым сочинением для вольного состава оркестра - «4'33"».
Интересное решение визуализации мира обычного и мира демонического. Наша реальность - такая, какой мы привыкли ее видеть; демоническая - будто забытый не выключенный телевизор после полуночи, когда уже давно прекращены все трансляции. Пространство на сцене будто подергивается мельчайшей рябью, тени сгущаются, а кое-где начинают прыгать по стенам - даже немного жутковато становится.
Александр Полковников в роли Данилова выглядит экзотично-романтично: в сером плаще с большими пуговицами и с черными кудрями - при желании в нем можно действительно усмотреть что-то демоническое. Другим Данилова уже и не представляешь.
Эффектно обрисован Кармадон и столь же эффектно сыгран Германом Юкавским. Всякий раз, когда он появляется на сцене, возникает ощущение всполоха света, неизвестно откуда появившегося. Лукавый, сильный, с хитрецой, хоть и оказавшийся подлецом (пытался соблазнить Наташу, нечестно себя повел во время дуэли), он все-таки вызвал к себе самые теплые чувства.
Еще один яркий персонаж оперы - Клавдия, бывшая жена Данилова (Екатерина Большакова). Причем, яркая во всех смыслах: и в исполнении и в создании образа эпатажной, увлекающейся дамочки в ядовито-ярких одеждах и с атрибутом, неизменно ее сопровождающим - огромным футляром от альта, на котором она въезжает и уезжает со сцены. Запомнилось.
Не обошлось и без пародий, которые напомнили всем о «сильных мира сего», внесли юмора и немного разбавили второй акт оперы, словно бы напомнив, что все это всего лишь игра, хоть и затрагивающая вечное и непоколебимое, но все-таки всего лишь игра.
Данилова судят за его очеловечивание, за его искреннюю любовь к людям и всему прекрасному. И роман и опера затрагивают вопросы «вечных ценностей»: выбор между демоническим и человеческим, между сверхвозможностями и гуманизмом, между любовью и долгом. Данилов, хоть он и демон, оказался намного более человечнее многих людей, и даже зло (суд, приговоривший его к распылению сущности) не смогло его победить.
Горелая Александра.
24.12.2012