Случайно встретилась сегодня на просторах сети фотография с надписью "Крещение Господне 14 января 1949 г."
"Великое Водосвятие в Саратове на берегу Волги".
На первый взгляд мне показалось, что сюжет на фото не особо похож на Крещение.
Не видно креста, прорубь непонятной формы. С другой стороны - снег, лёд, на улице явно зима. Ну, и огромное скопление людей совсем не похоже на обычные зимние заплывы клуба "моржей". Ну, и надпись: почему 14-е, а не 19-е?
Фото нашлось на сайте
"Фотографии старого Саратова".
Там же обнаружила ещё пару фотографий.
Фотографии из одного города, одного года, один праздник. Тогда почему на последних фото Крестный ход со всеми атрибутами, а на первой нет ничего подобного?
Там же на сайте обнаружила пару документов, в тексте которых нашла ответы.
Привожу их полностью.
Докладная записка председателя совета по делам русской православной церкви Г.Г. Карпова К.Е. Ворошилову и Д.Т. Шепилову о праздновании Рождества и Крещения. 4 февраля 1949 г.
СкрытьРеквизитыНаправление:
Органы властиРелигияТип документа:
Служебная перепискаГосударство:
СССРДатировка:
1949.02.04
Метки:
РПЦИсточник:
Советская жизнь 1945-1953. Москва, РОССПЭН, 2003 Стр. 664-666
Архив:
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. Л. 79-83. Машинописная копия.
4 февраля 1949 г.
Секретно.
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР.
Товарищу ВОРОШИЛОВУ К.Е. ЦК ВКП(б).
Товарищу ШЕПИЛОВУ Д.Т.
На основании сообщений некоторых республиканских и областных уполномоченных, Совет докладывает о прошедших церковных праздниках Рождества - 7 января и Крещения - 19 января в 1949 году.
В эти дни религиозных праздников почти повсеместно как в городах, так и в сельской местности, отмечалось оживление, и церковные службы проходили при большом числе молящихся (особенно в городах), но значительно меньшем, чем на праздник Пасхи.
На улице, около храмов групп верующих почти не наблюдалось, за исключением Киева, Воронежа, Горького, Саратова и некоторых других городов, где часть верующих находилась в ограде церкви.
Скопление молящихся в церквах в день Рождества - 7 января, например, доходило:
В городе Москве: в Патриаршем Богоявленском соборе до 5 тысяч человек, в церкви Пимена до 4,5 тысяч, в церкви Всех скорбящих (на Б. Ордынке) до 4 тысяч, в церкви Воскресения (в Сокольниках) до 1,5 тысяч и т.д.
В церкви г. Воронежа число молящихся составляло около 6 тысяч человек.
В г. Минске в кафедральном соборе молящихся было свыше 4 тысяч человек, а все остальные церкви были также переполнены.
В г. Казани в каждой церкви 7 января молящихся было по 3-3,5 тысяч человек.
В г. Красноярске число верующих, принявших участие в богослужениях, превышало уровень прошлого года.
В городских приходах Северо-Осетинской АССР было от 2 до 3 тысяч человек.
Во всех церквах Москвы, Киева, Минска и других городов за богослужением было прочитано рождественское послание патриарха Алексия.
Праздник Крещения - 19 января, несмотря на то, что он совпал с рабочим днем (среда), отмечался большим скоплением верующих как в городских, так и сельских приходах, в сравнении с праздником Рождества, в особенности, при водосвятии.
Контингент молящихся составляют преимущественно женщины старшего и среднего возрастов. Среди молящихся мужчин в городах отмечено присутствие большого процента служащих. В некоторых городах были незначительные группы молодежи, в частности девушек, и детей школьного возраста.
Учитывая опыт прошлых лет, во избежание возможных на местах недоразумений, Совет, руководствуясь ст. 59 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 3 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», еще за месяц письмом от 6 декабря 1948 года за № 1135/с предложил уполномоченным Совета принять меры к тому, чтобы не чинились препятствия богослужениям в церквах в рождественские и крещенские праздники, а в сельской местности - и крестным ходам на воду, но в то же время Совет предупредил уполномоченных, чтобы последние не допускали никаких излишеств в церковных службах, а именно: служб под открытым небом, песнопений в церквах в неслужебное время, и чтобы крестные ходы для водосвятия в городах не допускались без особого разрешения исполкомов, полагая, что исполкомы по примеру прошлых лет, разрешений давать не будут, как это и имело место в абсолютном большинстве городов СССР. Так, например, не было крестных ходов на воду в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и в большинстве областных и других городов.
В тех же городах, где крестные ходы на воду были разрешены местными исполкомами, они прошли при большом скоплении народа, а в некоторых местах имело место даже массовое купание в реке. Например:
В г. Воронеже 19 января в крестном ходе на реку Воронеж приняло участие до 15 тысяч человек, против 8 тысяч в прошлом году. После освящения воды в реке купалось 55 человек, в числе которых было 8 человек подростков от 11 до 15 лет, 32 женщины от 18 до 40 дет и 15 мужчин в том же возрасте.
В г. Саратове по разрешению заместителя председателя Волжского райсовета города Саратова т. Николаева был проведен 19 января церковный ход на реку Волгу, в котором приняло участие свыше 15 тысяч человек. Установлено, что местный Освод, боясь за состояние льда, установил посты, поставил предупредительные вехи, по заказам церковников сделал прорубь и крест из льда.
Крестный ход из церкви во главе с епископом Саратовским Борисом и духовенством прибыл на реку в час дня, водосвятие было проведено за двадцать минут, после чего епископ и духовенство ушли, а из толпы бросилась группа к проруби и к имевшемуся недалеко открытому месту на реке, милиция не удержала напора - и началось купание, продолжавшееся до 5 часов дня. Всего купалось 470-500 человек, в том числе 2 милиционера. Жертв не было.
Следует отметить, что такие купания не являются церковным ритуалом, а, наоборот, по справке зам. патриарха митрополита Николая, это старая, скорее языческая тенденция, во всякой случае глубокий фанатизм, и церковь и духовенство к совершению купания не призывает.
По мнению Совета, обязанностью местных административных органов было не допускать подобных нарушений общественного порядка.
Совет запросил Воронежский и Саратовский горисполкомы о всех обстоятельствах, связанных с этим нарушением общественного порядка.
Многолюдные крестные ходы на воду были также в городах Саратовской области - в Хвалынске (до 2-х тысяч человек) и Вольске (до 5 тысяч человек).
В г. Курске 2 церкви организовали 19 января крестные ходы на реку, и в них участвовало до 3 тысяч человек. После освящения 2 женщины купались в реке.
В тех городах, где не были разрешены крестные ходы на реку, церкви организовали освящение воды в церковном здании или около него в кадках и других приспособлениях. Например:
В церквах города Москвы 19 января в часы наибольшего скопления верующих за водой было до 70 тысяч человек. В 2-3 часа дня около церквей наблюдались большие очереди за- «святой» водой. Например, в церкви на Даниловском кладбище была очередь до 1000 человек, в церкви на Красной Пресне - 800 человек, в церкви на Б. Якиманке - 600 человек. Среди стоявших в очереди за водой были преимущественно женщины пожилого возраста, но были и дети школьного возраста. Например, в церкви на Даниловском кладбище детей в очереди было до 150 человек, в церкви на Красной Пресне - 100 человек и в церкви на Б. Якиманке - 60 человек.
За 18 и 19 января было разобрано воды в Патриаршем соборе несколько тысяч ведер, в церкви на Даниловском кладбище - 1800 ведер, в церкви на Красной Пресне - 1500 ведер, в церкви на Б. Якиманке - 1000 ведер.
Были большие очереди за водой при водосвятии во Владимирском соборе г. Киева, в двух действующих церквах города Калуги и других.
По сообщениям, которые получены Советом, известно, что происшествий и несчастных случаев во время богослужений в дни празднования Рождества и Крещения, а также во время водоосвящения не было, но необходимо отметить, что многие Уполномоченные Совета до сих пор не прислали сообщений, так как мобилизованы на другие работы. Так, например, почти все уполномоченные Совета по областям БССР заняты избирательной кампанией по выборам народных судей и народных заседателей.
Председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР
КАРПОВ.
4. II-1949 г.
Объяснительная записка уполномоченного совета по делам русской православной церкви по Саратовской области Полубабкина Г. Г. Карпову в связи с празднованием дня Крещения в Саратове. 22 февраля 1949 г.
СкрытьРеквизитыНаправление:
Органы властиРелигияТип документа:
Служебная перепискаГосударство:
СССРДатировка:
1949.02.22
Метки:
РПЦИсточник:
Советская жизнь 1945-1953. Москва, РОССПЭН, 2003 Стр. 666-668
Архив:
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. Л. 172-175.Подлинник. Машинопись. Подпись - автограф.
22 февраля 1949 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
товарищу КАРПОВУ Г.Г.
Объяснительная записка
Инструктивное письмо Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР № 34 от 6.XII-1948 г. за №1135/с мною получено 10.XII-1948 г. и с момента получения до 5 февраля с. г. оглашено никому не было.
Председатель облисполкома т. Кузьмин ознакомился с ним 5 февраля, секретарь обкома ВКП(б) т. Борков ознакомился с ним 8 февраля.
Ходатайство о крестном ходе на реку Волгу было возбуждено лично епископом Саратовским Борисом перед исполкомом Волжского райсовета депутатов трудящихся города Саратова 6 января 1949 г.
Председатель Волжского райсовета депутатов трудящихся тов. Прибыток удовлетворил просьбу епископа Бориса и дал распоряжение зав. коммунальным отделом т. Скрябину об отводе места на реке Волге, а милиции - об обеспечении порядка во время крестного хода на реку.
О выдаче разрешения на крестный ход на реку Волгу председатель райсовета т. Прибыток в известность меня не поставил. Правда, я в это время, т.е. с 4 января по 14 января, находился в Романовском районе в командировке по заданию обкома ВКП(б) и облисполкома для проверки выполнения постановления ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР о ходе засыпки и подготовки семян, подготовке МТС, колхозов и совхозов к весеннему севу и проведению в жизнь постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. о полезащитных лесных насаждениях.
17 января я получил от епархиального управления сообщение о том, что Волжский райсовет разрешил крестный ход на воду. В этот же день я позвонил пом. нач. гормилиции т. Серкову и просил его усилить наряды милиции с тем, чтобы не допустить людей на лед, на что он мне ответил, что у него есть указание от Волжского райсовета, и охрана порядка будет обеспечена.
Место водоосвящения, деревянный помост возле берега, а также ледяной крест изготовляли по просьбе церковного совета рабочие лесосплава. Прорубь для погружения креста вырублена вблизи деревянного помоста, в 3-4 метрах от берега, размером в 1 кв. метр.
Прорубь для купания вырублена метрах в 20 от берега и метров в 60-ти от места водоосвящения вниз по течению на глубине одного метра силами Осво-да. Начальник Освода т. Карамышев, член ВКП(б), по своей инициативе дал указание прорубить прорубь на малой глубине, сделать ограждение и поставить своих людей. Делал он это для того, чтобы избежать несчастных случаев, так как купальщики пошли бы купаться в открытую полынью, находящуюся на глубоком месте Волги.
Сообщаю, что в 1947 и 1948 гг. крестные ходы разрешались и также были многолюдны - до 10000 человек. Купанье тоже происходило, но в меньшем количестве.
В 1946 году крестный ход мной был запрещен - водосвятие производили возле церкви в кадушках, воду подвозили с реки. При раздаче воды создавались громадные очереди, происходила давка, выражалось недовольство. К уполномоченному Совета приходили представители верующих с жалобами.
В крестном ходе 1949 года, по моему определению, участвовало около 10000 человек. Эту цифру я определил, исходя из следующего. Расстояние от церкви до берега Волги 350 метров, а место остановки на берегу Волги равно - ширина берега 50 метров и длина около 100 метров, или 5000 кв. метров, по 2 человека на 1 кв. метр. Когда мне сообщили о многолюдности крестного хода, и я прибыл на набережную, это было 12 ч. 30 м. В это время крестный ход подходил к месту водоосвящения, вдоль берега стояли милиционеры, на льду никого не было. Процедура водоосвящения продолжалась 15-20 минут. К концу молебна купальщики поодиночке стали прорываться к проруби, т.е. к месту купанья, приготовленному Осводом, и как только закончили водоосвящение и крестный ход пошел обратно в церковь, большая группа купальщиков ринулась купаться. Этого натиска охрана сдержать не могла, у проруби появились осводовцы и стали помогать купающимся выходить из воды, подавая им руки. Купанье продолжалось в течение 35-40 минут. За это время я, находясь на расстоянии 300 метров, насчитал 267 человек купающихся. В 1 час дня я ушел.
Вопрос о крестном ходе в Саратове рассматривался на Бюро Саратовского горкома ВКП(б). Решением Бюро горкома председатель Волжского райисполкома тов. Прибыток с работы снят. Ему объявлен строгий выговор с занесением в карточку. Зав. коммунальным отделом т. Скрябин с работы снят с объявлением строгого выговора с занесением в карточку, пом. начальника милиции т. Комарову за необеспечение порядка объявлен строгий выговор, Волжскому райкому ВКП(б) указано на политическую беспечность.
8 февраля я был вызван к секретарю обкома ВКП(б) т. Боркову, доложил о свершившемся и ознакомил с инструктивным письмом Совета № 34.
Уполномоченный Совета по Саратовской области
ПОЛУБАБКИН.
22 февраля 1949 г.
Выходит, что купания в проруби начались уже после того, как закончился Крестный ход и освящение воды, поэтому нет рядом ни крестов, ни священников. А в надпись на первом фото, вероятнее всего, просто закралась ошибка. Так же где-то прочла, что купание ранее церковью не приветствовалось.
Сегодня же заранее вырубаются и освящаются иордани, в особо суровых регионах для купающихся устанавливают палатки с обогревом, горячий чай. Дежурят медики и спасатели (в общем, как видно из приведённых выше документов, тогда общественный порядок так же обеспечивался). А ленты в соцсетях уже с ночи пестрят фотографиями окунувшихся в ледяную купель.
С праздником всех православных, с Крещением!