Вчера в Нижнем Тагиле открылась крупнейшая выставка вооружений RAE-2015. В первые два дня традиционно выставку посещают иностранные делегации, гости из Правительства РФ (а иногда и Президент), заключаются контракты на поставку вооружения и т.д., проходят различные конференции, показательные выступления. Вот и сегодня всё проходило вполне традиционно: выставку посетили глава российского правительства Дмитрий Медведев, вице-премьер Дмитрий Рогозин, уральский полпред Игорь Холманских, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Увы,
сама я в этот раз посетить её не смогу, поэтому слежу за происходящим исключительно в сети и на новостных сайтах.
Импортозамещение невозможно без повышения качества профессионального образования - новость под таким заголовком, размещённая на одном из местных новостных порталов привлекла моё внимание:
"Второй день на выставке RAE-2015 в Нижнем Тагиле начался двухчасовым семинаром «Импортозамещение в области промышленных технологий: доводы за и против». Участники круглого стола определили главный сдерживающий фактор полного перехода предприятий на отечественное оборудование - это низкий уровень высшего технического образования в стране. Владимир Шульц, директор центра исследования проблем безопасности РАН, кстати, бывший тагильчанин, уверен, что слабоподоговленные выпускники вузов не могут быть инструментом развития технической науки. Они не смогут создавать новейшие линейки оружия без опоры на опыт западных специалистов.
- Мы учим по старинке. Профессора тагильского филиала УрФУ не могут ответить на вопрос, каким должен быть инженер УВЗ завтра. Есть заказы, голова болит о другом, - заявил Шульц, вызвав в зале недовольный ропот тагильских инженеров.
Несмотря на пессимистичные настроения, участники обсуждения признали, что государство в ближайшее время должно задуматься о качестве профессионального образования.
- Мы патриоты, импортозамещение сейчас абсолютно необходимо для развития промышленности. Нужно осознать проблемы и начать их решать на более высоком уровне,- уверен ведущий научный сотрудник уральского отделения РАН Евгений Рукосуев."
И у меня возник вполне закономерный вопрос: а только ли в низком уровне высшего технического образования дело?
Откуда в ВУЗы приходят учащиеся, чтобы получить это самое высшее техническое образование? Правильно, из школ.
Ещё несколько лет назад эту проблему озвучивал ректор одного из технических ВУЗов на конференции, в которой мне довелось принять участие. Сказал он прямым текстом, что школьники, поступающие на технические специальности, просто не в состоянии их осваивать сегодня.
А почему раньше могли осваивать? И дело, как мне кажется, не в усложнившейся программе обучения в ВУЗах, а в том, что наша школьная система образования с пресловутым ЕГЭ делает из способных детей каких-то наштампованных роботов. Если их учат не мыслить и рассуждать, а выбирать из данных ответов верный, что они могут изобрести?
Относительно сильной у нас при этом была хотя бы начальная школа, то с текущего учебного года экзамены (ЕГЭ, ГИА) введены и для 4-го класса!
Если именно в школьной системе образования не изменить сегодня ничего, то знаменитая "Армата", которую, кстати, тоже демонстрируют на выставке, будет последним, что мы смогли создать у себя в стране.
Об этом и о многих других проблемах образования говорилось
на II съезде организации Родительское Всеросийское сопротивление в июле нанешнего года. И если высокие чины не видят, откуда растут проблемы высшего образования и не собираются их решать, то вся надежда остаётся
на общественность.