Оригинал взят у
cheremnykh_ivan в
Аллея славы. Мамин-Сибиряк. 6 -ого ноября 1852 года родился великий русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Его судьба была сложной и переполненной испытаниями: так, из Санкт-Петербургского университета писатель был исключен из-за невозможности оплачивать учебу, а его вторая жена умерла при родах. Но служение народу будет давать ему силы для жизни и творчества.
Уроженец Урала, ныне поселка Висим в Свердловской области, он пронесет через все свое творчество любовь к родным местам. Ярко описанные, они во всей красе предстают перед нашими глазами. Вот, как вспоминал Мамин-Сибиряк свою малую Родину, "Милые зеленые горы!.. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что лепечет столетний лес".
Но все же не родная природа была в центре его творчества, а неправда жизни - безумный разгул богачей и тягостная жизнь простого народа. Ломка всех устоев общества, начавшаяся уже с первых ростков Капитализма - вот, что тревожило писателя. В рассказе «Главный барин» глухая деревня Грязнуха буквально сходит с ума от того, что там на пару дней останавливается богатей, сорящий деньгами, каких здешний люд и не видывал. Рассказ заканчивается грустным предчувствием скорого обрушения этого маленького мирка. Ведь если такой переполох случился из-за одного барина, то что будет, когда до деревни доведут уже строящуюся железную дорогу...
Разгульная жизнь тогдашних предпринимателей, которые не терпит слова «нельзя», проходит через многие произведения Мамина-Сибиряка красной нитью. Причем он показывает, что это тот разгул, который губит души, затягивая в свой смертельный вихрь всех окружающих…
А на фоне этого разгула - нищета простого народа, беспросветность и удушье жизни. Например, в рассказе «Под землей», девятилетний Михалко вынужден, рискую жизнью, зимней ночью лезть в дудку - нелегальную, кустарную шахту, для добычи золота, чтобы принести своей семье на рождество что-нибудь кроме булки хлеба. В это же время дети инженера фабрики в тепле и уюте встречают Христово Рождество с ёлкой, угощениями и подарками.
Сразу вспомнился Бертольд Брехт:
У одних был вкусный завтрак,
Другие кусали кулак.
Вот так я впервые усвоил
Понятие «классовый враг».
Обращенность к народу, к его бедам, чаяниям, чувству правды - вот, что такое творчество Мамина-Сибиряка.
В заключение приведем отрывок из его ответного письма брату Владимиру: «По-твоему, наш брат, автор, должен писать такие статьи, которые мог бы читать с удовольствием только человек салона или той буржуазии, которая тянется за салоном. Другими словами, мы должны служить золотому тельцу, дворянству, чиновничеству, псевдоинтеллигенции и т. д. Но этим людям уже служат, даже слишком много служат, и ты можешь найти полное удовлетворение своим салонно - литературным требованиям в произведениях Маркевича, Сальяса, Авсеенко, в «Ниве» и т. д. Там мужика еще нет, а мы останемся со своим мужиком…»
В этом же письме Мамин-Сибиряк упомянет о цели своего творчества: «Кругом слишком много зла, несправедливости и просто кромешной тьмы, с которыми мы и воюем по мере наших сил, а для этого выработалось свое литературное оружие».
Мамин-Сибиряк смотрел на своё творчество, как на бой со злом. Это была борьба с пером в руках, борьба за то, чтобы его народ, не сгубил своей чистой души, которую кромсали хозяева «жизни».
Будем же верны этой борьбе, борьбе за свой народ!
Дом музей писателя в родном Висиме.
Дом музей писателя в Екатеринбурге.
Памятник Мамину-Сибиряку в Екатеринбурге, на Плотинке.