Предыстория (2007 год):
<...> И никакие выборы не повлияют на общий уровень развития людей. Конечно, если они этого сами не захотят. Говоря люди я имею ввиду не народ или интеллигенцию, а тех, у кого в жж истерические посты про съезд «Единой России».
Проблема не в демократии или ее отсутствии. Например, Лукашенка не виноват в том, что белорусские товары это
«парк советского периода». Грубые и унылые башмаки «здравствуй, пенсия» никак не связаны с тем, что Белоруссия полицейское государство с фашистским режимом.
Недавно смотрел блоги выпускников разных художественных и архитектурных школ в Белоруссии. У них там интерьеры кухни под гжель, мебель в древнерусском стиле. Меня еще в 90-х эта пошлятина, скудоумие и шизофрения поражала. К сожалению, ничего не изменилось. Почти 20 лет прошло, но выпускники получают такое же убогое образование, как и в совке. Может быть я ошибаюсь... Правда, очень хотелось бы ошибаться. но я своими глазами видел дипломные работы, которые они у себя в блогах постят.
Получается, что молодые, талантливые художники, у которых вагон энергии, гора интересных идей и желание творить после 5-6 лет такого образования приобретают башку с глиной и глистами вместо мозгов.
Кстати, дипломы высших художественных учреждений в б.СССР открывают все двери в архитектурные бюро и рекламные агентства. Эти люди оформляют бутики, придумывают интерьеры для ресторанов с колоннами и лепниной, коттеджи из мрамора и золота. Но их никто не боится. Никто не устраивает маршей несогласных, Коммерсант не посвящает им первые полосы.
С 2007 года я научился выражать свои мысли более четко, так что для тех, кто не понял, перевожу: вместо того, чтобы тратить время на обсуждение политики, лучше обратить внимание на дремучий пиздец в дизайне и положение визуальной культуры (точнее, ее отсутствии).
Но хочу взять свои слова назад. Я был не прав. Лукашенка очень даже причастен к отсутствию конкурентноспособной продукции в Белоруссии. Собственно, есть четкая взаимосвязь состояния общества и положения в экономики. В полицейском государстве с фашистским режимом производить можно только башмаки годные для топтания кругов в тюремном дворе.
В своем посте пятилетней давности я написал: Меня еще в 90-х эта пошлятина, скудоумие и шизофрения поражала. Моя ошибка в том, что я принимал во внимание только факты пришедшиеся на годы моей сознательной жизни, именно в 90-х появились мои первые наблюдения. Но проблему не решить без изучения истории, без учета тех трагических событий, которые произошли еще до моего рождения.
Сейчас читаю воспоминания Надежды Мандельштам и все становится на свои места. Вот, откуда идут все эти «интерьеры кухни под гжель и мебель в древнерусском стиле»:
О. М. собирался сохранить оба побега «Заблудился я в небе» и напечатать их рядом: композиторы ведь всегда так делают, и художники тоже... Если я доживу до свободного издания О. М., я обязательно выполню его волю. Но сейчас, если даже напечатают книгу, которая гниет в «Библиотеке поэта», ни мне, ни Харджиеву этого не дадут сделать: мы ведь люди бесправные. Какой-нибудь умный редактор совершенно ясно мне объяснит, что из двух вариантов надо выбирать лучший; что сами поэты, их друзья и родственники в этом деле не судьи; что наследство поэта принадлежит не тем, кому в течение пятнадцати лет полагается получать половину гонорара, а ученым знатокам и судьям, которые на этом собаку съели и твердо знают, что хорошо и что плохо... Кроме правильной идеологии, современный советский редактор превыше всего ценит ясность, аккуратность, гладкую фактуру и пышную композицию, где, как на блюде, разложены сравнения, метафоры и прочие фигуры речи. О. М. не дожил до этого расцвета культуры, но уже не раз удивлялся, как наши знатоки не любят стихов. И Анна Андреевна (Ахматова), узнав, что одного бедного мальчишку (Валю Берестова) провозгласили «будущим Пушкиным», сказала: «Это потому, что они так не любят стихов»... Мальчишка писал гладкие стихи, в которых они узнавали все от века знакомое. Больше всего им милы переводы с их блеском готовых изделий. Всюду есть такие знатоки и судьи, но в сталинское время они распустились полным цветом и сейчас находятся у власти и в живописи, и в архитектуре, и в кино, и в литературе. Ну и черт с ними... Им ведь приказали делать ренессанс, а вышло что-то вроде кафе «Ренессанс», но дело с ними иметь непросто.
Единственное, что и в 2012 году актуально - дизайнерское образование даже в самых крутейших московских школах остается неважным. Может быть стоит запирать учеников как в монастырь на время обучения? Чтобы у них не было никакого контакта с реальностью? Но как после окончания курса работать с настоящими клиентами? Предлагать заказчику современные направления и стили протухшие 10 лет назад в Европе и слышать в ответ: - почему фон красный, тут помидоры раздавили?
Мне наверное еще лет пять понадобится, чтобы найти ответ.