В современном языческом мировоззрении одну из ключевых позиций занимает концепция трёхмирья как принципа организации Вселенной, то бишь РОДа :).
Трёхмирье - это три мира - Явь, Навь и Правь - взаимодействие и взаимопроникновение которых и есть РОД.
Наиболее понятна из трёх - Явь. Оно и логично, ибо Явь - это видимый мир, доступный стандартным пяти органам чувств любого человека. То есть Явь - то, что можно увидеть, пощупать, понюхать и т.д.
Сам термин "явь" легко прослеживается в русском языке: как на яву, явный, проявленный и целая куча других слов с корнем >яв< знакомы всем и содержат смысловую начинку, поясняющую характеристики мира Яви ).
В противовес Яви существует Навь, Не-Явь, то есть мир невидимый и недоступный прямому наблюдению. По русскому фольклору известны в частности существа "навьи" - безтелесные духи. Навь - это мир мёртвых, духов, предков, Богов. НепроЯВленная часть трёхмирья РОДа.
Идея Яви-Нави, кстати, очень интересно коррелируется с физикой. E=mc2 => m=E/c2, т.е. масса прямо пропорциональная энергии. Те объекты, энергия которых невелика обладают мизерной массой и практически невидимы. Массивные же объекты наоборот являются по сути энергетическими уплотнениями. Что человеку видимо/ощущаемо в Яви? ПроЯВления Богов - ликов РОДа - приРОДа! И больше ничего! Оно и понятно, ведь Боги - самые высокоэнергетичные и высокоразвитые дети РОДа, настолько с ним слитые, что некоторые приобрели даже форму физических законов (например, Макошь или Стрибог). Матушка Сыра Земля обладает массой триллионы триллионов тонн, а огромное Солнце, диаметром в миллион километров вообще проЯВление нескольких Богов.
Навь же состоит из объектов совсем другого порядка. Например, персональная душа человека - истинная личность находится в Нави, ибо (по некоторым экспериментам) весит приблизительно 7 грамм и потому не может полноценно жить и работать в Яви без тела (которое является продуктом взаимодействия Богов). Более того, Боги тоже не целиком живут в Яви (даже скорее наоборот, проЯВлены своей меньшей частью), и есть устоявшееся мнение, что Явь - это лишь малюсенькое иллюзорное отражение Нави, как бы срез определённой области Нави. Что опять же интересно совпадает с современной физической гипотезой о струнной 12ти-мерной Вселенной.
И вот тут мы подходим к самому спорному - миру Прави ). Насколько мне известно, первый раз этот термин упомянут в Велесовой Книге, сама подлинность которой находится под большим знаком вопроса. Кроме того, инглинги умудрились Прави придать такое громадное значение, что спорят с россиянскими христианами насчёт "православия" - якобы это древнее название русского язычества (от "славить Правь"), внаглую спижженое мертвопоклонцами. Христиане спиздили, кчно, много всего у язычников - праздники, места светилищ (преобразованных в церкви и храмы) и т.д. - но языческое "православие" - откровенный бред только дискредитирующий родную религию.
Итак существует целых два взаимодополняющих устоявшихся мнения о том, что же такое Правь.
1) Правь - это закон, установленный Дажьбогом для людей (люди-дажьбожичи, мифологически, прямые дети Дажьбога, внуки Перуна, правнуки Сварога). Закон сей описывает принципы жизни в Яви по Прави, то есть жизни ПРАВильно. Содержание закона весьма условно, и правильная жизнь - это жизнь по совести. Каким образом закон одновременно является миром несовсем понятно... и тут появляется мнение №2.
2) Правь - это вышний светлый мир в противовес тёмному Навьему. В Прави обитают светлые Боги (Сварожья ветвь), а в Нави - тёмные (Чернобогова ветвь). Также в Прави есть определённая область - Ирий, обитель великих предков.
Читатель, тебе ничего это не напоминает? Точно-точно, примитивный христианский рай (Правь) и ад (Навь) только в языческой терминологии. Кстати именно среди упёртых сторонников этой идеи наиболее много тех, кто Тёмных РОДичей записывает в Зло. Несмотря на то, что проблема добра и зла в том смысле, в котором о ней говорит христианство, очень далека от языческого мировоззрения. В язычестве добро и зло всегда очень конкретны и предметны, а абстрактного зла и абстрактного добра просто не существует.
По моему мнению, Правь - во многом надуманная штука. В русском языке есть отличное слово "правда", которое гораздо полнее соотвествует закону. В старину не говорили жить по Прави, говорили жить по правде. Твоя правда - ещё один характерный фразеологизм. А еще есть кривда, вот только соотносить её стоит не столько с Навью, сколько с иллюзорной и обманчивой Явью.
Теперь о трёхмирье в целом. Существует опять же несколько устоявшихся точек зрения на их взаимную организацию.
1) Шаманская т.з.: Навь, Явь и Правь нанизаны на ось мира и расположены "вертикально". То есть Навь - это нижний "адовый" или подземный-хтонический мир (скандинавский Нифльхейм). Явь - срединный людской мир (скандинавский мидгард), а Правь - вышний божественный мир (скандинавский Асгард). Проблема этой концепции в том, что она сильно привязана к нашей любимой планете. Во Вселенском масштабе отсутствуют понятия "верх" и "низ", попытка избавится от этого атавизма древнейших времён и интерпретировать эти понятия в неком условном виде мне кажется не очень удачной. А ещё эта концепция очень статична.
2) точка зрения противостояния Прави и Нави. Явь в этом случае рассматривается как "поле боя" двух противоположных начал. Светлого и Тёмного в лучшем случае, доброго и злого - в худшем. О христианских корнях подобного взгляда я уже написал выше.
3) точка зрения отражающая противопоставление Яви и Нави (Не-Яви), Правь (как закон) в таком случае оказывается между ними. Такая концепция визуально очень похожа на китайскую инь-янскую с великим пределом тай-цзи между ними, но с другой смысловой накачкой. Концепция очень динамична, и как мне кажется находит своё отражения в свастиках, коловращении.
Существует ещё чисто индийская концепция про уравновешивающие друг друга процессы создания и разрушения, вдох-выдох Брахмы и т.п. В русском язычестве данные идеи не очень популярны. Сие связано с разным подходом к жизни, заложенном в национальном менталитете славян и индусов. В индуизме человеческой жизни уделено гораздо меньше внимания, чем в русском язычестве. Подчёркивается её предопределённость и безцельность (колесо сансары). Язычество на Руси наоборот всегда выделяло ЖИЗНЬ. Жизнь была и есть поныне во главе угла.
Стоит также упомянуть синтетические теории, включающие в себя части нескольких указанных выше. Я и сам приверженец одной из ). Мне близка идея оси Мира, т.е. наличие некоторой условно-постоянной точки отсчёта, наличие некого стрежня Вселенной. Этот стержень - Правь или правда, Истина. Она символизирует собой суть РОДа, суть чуда рождения. "Вокруг" этого стержня в пространстве РОДа находится Навь, как поле возможных состояний. Явь же, являясь частью Нави находится ближе всего к стержню оси Мира. Именно этим объясняется как важность Яви для трёхмирья (все сюда стремятся), так и её >>иллюзорная<< жёсткость. Навь потому и называется непроЯВленной, что очень текуча и свободна, а Правь в качестве оси наоборот ясна, понятна и безапеляционно жестка, жестока. Ну и разумеется картина была бы неполной без коловращения, вращательно-поступательного (по радиусу) движения вокруг центра, в данном случае вокруг Оси Мира :).