"За плитку шоколада ты получал самую красивую женщину в Италии!" БЭС. ( 45 фото )

Jul 04, 2017 20:03

El Pais, Frederico Rosas.

Семьдесят лет спустя после высадки в Италии солдаты, боровшиеся с фашистами и нацистами, убившими более 600 человек, вспоминают холод, расовую сегрегацию и пособничество немцам со стороны местных жителей.

Прошло уже 70 лет, но бразилец Жулиу ду Валье (Julio do Valle) до сих пор не может забыть голос Бога, "приказавшего нам зайти в один из домов, потому что было очень опасно".
      Это предупреждение спасло жизнь Жулио и еще трем военным из Бразильского экспедиционного корпуса (БЭК) в Монтезе, на севере Италии: в ту часть дороги, на которой они располагались, через несколько минут попала бомба.
     "Он говорил с нами по-португальски, но мы его не видели. Когда вышли из дома, были тучи пыли и сильный запах пороха". Рвануло именно там, где стоял ду Валье. "Мы не видели ни как он пришел, ни как ушел. И сделали вывод, что это был Бог", - рассказывает ду Валье сквозь слезы.







Сейчас ему 93 года, он был одним из 25 тысяч бразильских военнослужащих, воевавших в составе единственного южноамериканского контингента в Европе во время Второй мировой войны (1939-1945). Все они входили в БЭК. Жулиу встретился с корреспондентом El País в ассоциации бывших бойцов в Сан-Паулу, где они проводят свои встречи по средам.
        Бразилия стала участвовать в боевых действиях в августе 1942 года. Она объявила войну нацистской Германии и фашистской Италии после гибели 607 человек в результате постоянных нападений стран Оси на бразильские суда, находившиеся в Атлантическом океане, в районе, расположенном между восточным побережьем США и Мысом Доброй Надежды на южной оконечности Африки.
       Тогдашний президент Бразилии Жетулиу Варгас (Getúlio Vargas), чей первый период пребывания во власти продолжался с 1930 по 1945 годы, сначала заигрывал с фашизмом, а в 1939 году объявил о нейтралитете страны. Войну Японии Бразилия объявила лишь в июне 1945 года.








Срочность ответа на итало-германские нападения, который вместе с союзными странами во главе с США, Великобританией и бывшим Советским Союзом нужно было дать на итало-германские нападения, заставила забыть - по крайне мере, на какое-то время - общепризнанное миролюбие Бразилии и ее склонность к решению острых проблем путем переговоров.
       Сам символ БЭК - щит с нарисованной на нем коброй, которая курит трубку, стал своего рода ответом на заявления тех, кто утверждал, что скорее змея закурит трубку, чем Бразилия вступит в войну.
      "Никто, от генералов до рядовых, не знал, что такое настоящий бой. Мы научились воевать, преодолевая трудности", - рассказывает ду Валье. Помимо постоянной угрозы со стороны вражеских войск, нам пришлось столкнуться с самой суровой за последние 50 лет зимой на итальянских Апеннинах: средняя температура там в 1944 году была на уровне -20 градусов.
       "Мы сильно страдали от низких температур. Снег доходил до колен. Нам выдали тяжелые плащи из габардина, которые весили 12 килограммов. Под дождем они становились настолько тяжелыми, что мы с трудом несли их на себе.Когда американское командование об этом узнало, то сразу же распорядилось изъять эти плащи", - с улыбкой продолжает свой рассказ бывший участник БЭК.
        Несмотря на суровый климат, он не допускает мысли о том, чтобы кто-либо из бразильцев умер от холода. Еще одна сложность заключалась в том, что бразильская военная форма была похожа не немецкую. "В Неаполе в нас даже швыряли камни, приняв за захватчиков".








Первая группа бразильских военнослужащих высадилась в Италии 16 июля 1944 года, после 14-дневного морского перехода из Рио-де-Жанейро. Группа офицеров уже отправилась в Италию в конце 1943 года.
      Члены экспедиционного корпуса вошли в состав 5-й Армии США. В Неаполе их встречал американский военный оркестр, старательно исполнявший бразильские песни, чтобы создать праздничное настроение в обстановке тягот войны.
      Бразильцы тоже прилагали максимум усилий, особенно в том, чтобы понять приказы, отдававшиеся на английском языке. Но проблемы были неизбежны, в первую очередь - связанные с отношениями между людьми с разным цветом кожи.
      "Нас ввели в состав американской армии, это был особый батальон, созданный по принципу сегрегации и состоявший из негров. Когда мы играли в футбол и, забив гол, подбрасывали в воздух нашего товарища по кличке "Шоколад", американцы не могли поверить своим глаза", - рассказывает ду Валье.
       Сам он проходил службу в санитарном батальоне, и в его функции входила доставка раненых в лазарет после оказания им первой помощи на поле боя и уход за ними до полного выздоровления.








Самую крупную победу в ходе Второй мировой войны бразильские военнослужащие одержали в Монте Кастело (Monte Castelo), где они воевали в течение трех месяцев, пока не одержали победу в феврале 1945 года.
        Для того, чтобы развить наступление и достичь Болоньи, союзным войскам нужно было преодолеть так называемую Готскую линию, которую обороняли немецкие войска. Бразильцам пришлось преодолеть участок пути, находившийся под огнем противника. Эта южноамериканская страна в ходе боевых действий потеряла убитыми около 450 военнослужащих.
      Еще одним важным событием, в котором участвовали бразильцы во время Второй мировой войны, была сдача в плен 148-й немецкой дивизии, в результате чего в плену оказались 14 799 солдат и офицеров, были захвачены 4000 лошадей, 80 пушек разного калибра и 1500 автомобилей.
      Это произошло в конце апреля 1945, за три дня до того, как БЭК принял участие в освобождении Турина, и через несколько месяцев после того, он воспользовался неминуемым поражением стран Оси, чтобы сыграть значительную роль в качестве оккупационной силы в районах Монтезе (Montese), Кастельнуово (Castelnuovo), Зокка (Zocca), Мональто (Monalto) и Барга (Barga).




24 и 25 ноября 1944 г. 3-й батальон 6-го бразильского полка совместно с американской боевой группой "45" (Task Force 45) и при поддержке артиллерии атаковал позиции противника на горе Монте Кастелло. Проблемы с разведкой, недооценка противника и проблемы координации между союзниками привели к провалу наступления,   хотя американцам удалось взять другую высотку - Монте Бельведере.
       В ходе этих боёв бразильцы потеряли 30 человек убитыми и раненными. 28 ноября немцы из 232-й пехотной дивизии выбили американцев с Монте Бельведере.

image Click to view



29 ноября бразильцы были снова брошены на штурм Монте Кастелло. В атаке на позиции противника приняли участие 1-й батальон 1-го полка и 3-й батальон 11-го полка. Их поддерживали отдельные подразделения 6-го полка и рота американских танков "Шерман" из 1-й бронетанковой дивизии США (1st Armored Division US).
       Лобовая атака недавно прибывших бразильских батальонов не имевших боевого опыта, а также фланкирующий огонь немцев с высоты Монте Бельведере закончились для бразильцев плачевно. Только убитыми бразильцы потеряли 195 человек, из них 157 пришлось на 1-й бат. 1-го полка.
       До вершины горы Монте Кастелло добрался только один бразильский пехотинец - рядовой Жоао Феррейра да Силва. Его тело будет обнаружено позже, в феврале 1945-го, когда высота перейдёт в руки союзников...








Ночью 2/3 декабря произошёл инцидент с 1-м батальоном 11-го полка: батальон подвергся беспокоящему обстрелу с немецкой стороны и бросил занимаемые позиции близ д. Гуанелла.
      Первым поддалась панике 1-я рота во главе с командиром капитаном Леонарсио Суаресом увлекшая за собой весь батальон. Бежавший батальон получил от соотечественников насмешливое прозвище "Laurindo" и был заменён на 3-й бат. 6-го полка.
      12 декабря бразильцы начали очередной и последний штурм Монте Кастелло. В течение пяти часов под дождём они штурмовали оголённые склоны горы чертыхаясь в грязи под немецким огнём, не имея поддержки авиации и практически лишённые поддержки танков.
       Понятно, что добиться в этих условиях они смогли немногого. В виду этих обстоятельств и понесённых потерь атака на Монте Кастелло была прекращена.
        Бразильцы потеряли убитыми и ранеными 145 человек: 112 из 1-го пехотного полка и 33 из 11-го пехотного. После этого активные наступательные действия для бразильцев в зимний период были прекращены.






Нацистская пропаганда узнав о прибытии бразильцев, "готовила" местное население Италии к соответствующему приему. Ветераны корпуса вспоминали о том, что по прибытию видели нарисованных на заборах обезьян и надписи, сообщающие о том, что бразильцы едят людей.
      Чтобы показать, что они не звери, бразильские солдаты раздавали детям плитки шоколада, которые вскоре стали своего рода валютой - страдающее от голода итальянское население было готово "обслуживать" солдат за еду и одежду. Один из ветеранов вспоминал: "За плитку шоколада ты получал самую красивую женщину в Италии!"
      Военная подготовка бразильцев была, как правило, слабой. В подразделениях четко прослеживался раскол бразильского населения на белых и цветных, богатых и очень бедных.
      В офицерском корпусе служили выходцы из среднего класса из Южной Бразилии, и они игнорировали права нижних чинов. В тоже самое время бразильцев шокировала сегрегация "белых" и "черных" в американской армии - в бразильском корпусе все солдаты получали одинаковое питание и располагались все вместе.




С началом весны боевые действия возобновились. Бразильской дивизии была отведена вспомогательная роль: овладением городка Монтезе (Montese) помочь основному удару.
       Захват городка облегчил немецкое давление на левый фланг 10-й горной дивизии США и обошёлся бразильцам в 453 человека убитыми и ранеными. В ходе боёв за Монтезе 833 дома из 1121 оказались разрушены.
       БЭС оставались в Италии ещё несколько месяцев после окончания войны. Последняя группа бразильских солдат отплыла из Неаполя домой 19 сентября 1945 г. На кладбище в Пистойе был похоронен 451 бразилец - 443 человека из наземных подразделений и восемь летчиков из 1-й истребительной эскадрильи.
       Впоследствии бразильские захоронения были перевезены на родину и перезахоронены на мемориале Второй мировой войны в Рио-де-Жанейро. В Италии покоится тело одного погибшего бразильца, которое было найдено в Монтезе уже после войны.




Эпизод с забрасыванием камнями в Неаполе был лишь простой случайностью. Между бойцами БЭК и жителями тех населенных пунктов, через которые они проходили, устанавливалась внутренняя взаимосвязь, поскольку у них была общая цель, что нашло свое отражение в целом ряде памятников, возведенных в Италии в честь бразильских военнослужащих.
     Побывавшие на войне бразильцы много рассказывали о медицинской помощи и моральной поддержке со стороны местного населения.
     "Что произвело на нас впечатление в Италии, так это полнейшая разруха и нищета. С самого начала у нас просили что-нибудь поесть, и все, почти все свои сухие пайки мы раздавали, в основном, детям. Итальянцы считали нас освободителями", рассказывает Эоао Феррейра де Альбукерке (João Ferreira de Albuquerque), президент ассоциации бывших бразильских бойцов в Сан-Паулу.




"Затем я два раза ездил в Италию, посещал места сражений в Тоскане. Мы встречались с теми людьми, которые во время войны были детьми. Вести о нашем приезде распространялись мгновенно, и все приводили своих детей. Было очень трогательно", - добавляет 94-летний лейтенант в отставке.
       Как и Альбукерке, Жулиу ду Валье - ему так и не удалось осуществить свою мечту и вновь побывать на той земле, которую он помогал освободить от фашизма, - просит больше рассказывать о вкладе бразильских военнослужащих во Вторую мировую войну.
      В его памяти запечатлелась сцена прощания, когда он помог одному человеку, стонавшему от боли в результате инфекционного заболевания.
      "Мы вошли в дом одного итальянца, чтобы пообщаться, и увидели человека, стонавшего от боли в руке. Каких только средств врачи не перепробовали, но его состояние не улучшалось.
       Мы обработали пораженный участок йодом, а потом стали лечить. Несмотря на боль, итальянец стерпел. Когда мы уже уезжали из города, он шел за нами с подвязанной рукой и плакал. Немцы такого не делали", - говорит он, тоже не в силах сдержать слез.
        Вплоть до нынешнего времени бывшие члены БЭК получают повышенную пенсию, бесплатную медицинскую помощь, лечение в госпитале и образование. Вышеперечисленные льготы распространяются и на их родственников.




Перед тем, как объявить войну за нападения на бразильские корабли, бывший президент Жетулиу Варгас (1882-1954) предпринимал достаточно сомнительные действия и даже заигрывал со странами Оси, которые имели сочувствующих в его ближайшем окружении.
     В повестке дня стояли также крайне важные для страны вопросы. Например, перед Второй мировой войной значительно вырос торговый оборот с Аргентиной.
      К 1934 году в Бразилии сформировались два чрезвычайно идеологизированных массовых движения европейского типа, которые охватили всю страну: одно профашистское, связанное с идеологией Рима и Берлина (AIB), другое - прокоммунистическое, связанное с Москвой (ANL) .
     В так называемом "Акте государственной безопасности", принятом в марте 1935 года, федеральный парламент заклеймил всю левую оппозицию как "неконструктивную", что позволило Варгасу запретить ANL.
     До конца года альянс и коммунистическая партия были полностью разгромлены, а фашисты заняли лидирующие позиции в государственной политике. AIB начала быстро наращивать число членов по всей Бразилии, особенно на Юге, где было значительное число бразильцев немецкого происхождения.





Бразильская правящая коалиция разрывалась между просоюзническими и пронемецкими крыльями. Бразильские генералы, например ближайшие к Варгасу Педру Монтейру и Эурику Дутра, восхищались немецким военно-индустриальным комплексом и горели желанием подписать договор с Германией.
        Пронемецкая фракция режима Варгаса была сильнейшей в армии, тогда как его помощники из олигархии были более лояльны Союзникам, благодаря установленным экономическим связям с США с Великобританией.
       Так как Союзники были более перспективными торговыми партнёрами, Варгас в конце концов и принял их сторону, объявив войну Германии и Италии в 1942 году и послав 25-тысячный Бразильский экспедиционный корпус в Европу на помощь союзникам.
       Бразилия понесла довольно заметные потери от войны, когда в августе 1942 года немецкие подводные лодки начали постоянные нападения на бразильские торговые суда.
       Будучи популистом, Варгас стремился к централизации власти. Его первый президентский срок длился 15 лет, а стиль правления стал напоминать диктатуру. На второй срок (1950-1954) его избрали в результате прямых выборов, но он покончил с собой, выстрелив в грудь из-за "злобы врагов". В двух посмертных письмах Варгас написал, что уходит из жизни, чтобы войти в историю.
         Получили известность последние строки этого письма: "Я спокойно делаю свой первый шаг по дороге в вечность и расстаюсь с жизнью, чтобы войти в историю".















































союзники, вторая мировая

Previous post Next post
Up