Гражданская война в США. Корабли. ( 50 фото )

Nov 09, 2016 14:01

В продолжении темы "Гражданская война в США в цвете. ВМФ." http://oper-1974.livejournal.com/458144.html

В 1860 году Флот США - не имел ни одного винтового линейного корабля, 3 парусных линкора, 5 парусных фрегатов, 4 винтовых пароходофрегата, 5 винтовых пароходов, 3 колесных парохода, а также мелкие корабли от шлюпа и меньше - всего 52 корабля.
     На стапелях находилось 8 пароходов, а с 1861 года строилось еще 5 броненосцев, которые были завершены в период 1862-1865 годов. Таким образом, перед началом Гражданской войны флот США был в основном парусным и деревянным. Личный состав насчитывал 8,5 тысяч человек.
     Сразу же после начала военных действий против Юга, секретарь США по флоту Гедеон Уэллес и военный министр Стивен Марлоу получили от президента Линкольна поручение, которое казалось на тот момент невозможным. Флот должен был обеспечить бесперебойность поставок товаров из Европы, и в то же время блокировать побережье Южных Штатов - от Чесапикского залива до Мексики.









Из книги С. В. Иванова "Мониторы северян, 1861-1865":

Уэллес мало чего смыслил в военно-морском искусстве, но являлся выдающимся организатором и сумел создать эффективные управляющие структуры военным флотом, вдобавок, окружив себя квалифицированными и компетентными советниками.
     В августе 1861 года Уэллес сделал своим заместителем Густавуса Фокса, сгрузив на него повседневные обязанности по управлению департаментом.
     Небольшой поначалу департамент быстро превратился в бюрократического монстра, справедливости ради необходимо отметить, что рост департамента был вызван насущными потребностями военного флота. Изначально департамент состоял из пяти отделов: конструкторского, снабжения, медицинского, ремонтного и вооружения. Чуть позже появился отдел паровых машин.
     Для определения путей развития стратегии боевого применения флота Уэллес создал отдел стратегического планирования. Еще одна группа, которую возглавлял лично военно-морской министр, занималась вопросами научных исследований.








Административный отдел возглавил матерый бюрократ Чиф Клерк, административный отдел ведал финансами. В Сенате и правительстве организовали комитет по закупкам имущества для военного флота, который утверждал и контролировал закупки флотского имущества.
     Уэллес обратился к бизнесмену Джорджу Д. Моргану с просьбой оказать военному флоту помощь в покупке и переоборудовании в корабли торговых судов, в Нью-Йорке был организован офис, сотрудники которого немедленно приступили к заключению сделок между департаментом военного флота и частными предпринимателями.
     Офис возглавил адмирал Фрэнсис Грегори. Вскоре тот офис получил прозвище "Мониторная контора". Контора действовала независимо от конструкторского департамента военного флота, которое возглавлял Джон Летхэлл. В недрах своего отдела Летхэлл организовал группу, которая также озаботилась проблемами броненосцев.








В это же период Уэллес организовал "Броненосную контору" численностью в три штатных единицы, эти единицы лично консультировали военно-морского министра по поводу положения дел в броненосном кораблестроении и занимались проектно-изыскательскими работа в области броненосного флота и его вооружения.
     Что интересно, никто из членов "Броненосной конторы" ничего не понимал ни в кораблестроении, ни в корабельном вооружении. А ведь получилось! Именно "конторские" стали самыми ярыми сторонниками постройки "Монитора" и "Нью Джерси".
     И вот 3 августа 1861 года, после того, как северяне узнали о постройке конфедератами броненосца, был утвержден собственный проект, который предложил шведский изобретатель и кораблестроитель Джон Эрикссон.








Бушнелль продавливал заключение контракта с инженером-янки из Коннектикута, но на пути лоббиста отчаянно встал некто Корнелиус Деламатер, владелец собственного производства в Нью-Йорке.
      Промышленник свел Бушнелля со своим другом Джоном Эрикссоном, после чего они, сами - трое, обсудили видение перспективного броненосца. Что тут сказать? Глядя на "Монитор", даже сегодня соображаешь: без бутылки не обошлось...
      Одна башня на корабле объясняется очень просто: когда в тот памятный вечер участники заседания сделали первые наброски, все они были убеждены в том что изобразили катамаран с двумя башнями. Да-да, именно тогда Эрикссон развил перед финансистом свои взгляды на то, как должен выглядеть броненосец. Бушнеллю план очень понравился.








Американские "Вирджиния" и "Монитор" стали знаковыми кораблями в военно-морской истории, и определили на последующие 20 лет два направления в кораблестроении.
     Спор, что выгоднее - казематы или башни - тянулся до 1880-х годов. Казематные броненосцы несли больше орудий и были более мореходны, но их пушки были расположены по бортам и имели сектор обстрела не более 20-30 градусов.
     Башенные или барбетные броненосцы сосредотачивали артиллерию в одной-двух (редко в трех или четырех) башнях, и имели сектор обстрела от 180 градусов и больше. Однако сложность механизмов поворота, большой вес башен, и низкий борт были отрицательными сторонами подобных проектов.
     Самой, наверное, "извращенной" и необычной конструкцией обладал броненосец южан "Манассас". Этот перестроенный из ледокола корабль имел очень низкую посадку, абсолютно покатую бронированную крышу и всего одно орудие - старую 64-фунтовку Дальгрена.
      В бою у Хэд-фор-Паса он повредил три небольших корабля северян, но и сам вылетел на мель, к тому же от огня противника был поврежден двигатель броненосца. Ночью корабли поддержки смогли снять "Манассас" с мели и отвести на базу, в Новый Орлеан.








Всего с 1861 по 1865 год северяне спустили на воду 71 броненосец (в основном мониторного типа), а конфедераты - 33 броненосца (в основном казематного типа), плюс две бронированные плавбатареи.
     Это, конечно же, поразительный результат и для промышленности Севера, и для промышленности Юга, однако стоит помнить очень важную вещь - и с той и с другой стороны большинство проектов было эрзацами, сделанными на скорую руку, безо всякой проработки.

И поэтому не стоит удивляться, что после Гражданской войны флот США сократился и стал стремительно стареть.







































































военная история, гражданская

Previous post Next post
Up