Председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников подробно прокомментировал президентские законопроекты, касающиеся реформы судебной власти. В частности, депутат пояснил, как по представлению Владимира Путина будут прекращаться полномочия отдельных категорий судей. Кроме того, многое становится ясно о будущей судьбе КС.
Путин взял под полный контроль карьеру судей
Разъяснения Крашенинникова опубликованы на официальном сайте комитета. Они касаются ряда законопроектов из «конституционного» пакета, внесенного Владимиром Путиным.
Среди прочего документами устанавливается порядок реализации новых полномочий президента (ст. 83 и п. «л» ч. 1 ст. 102 Конституции). По представлению главы государства Советом Федерации могут быть прекращены полномочия судей Конституционного суда, Верховного суда, кассационных и апелляционных судов (в том числе военных), Суда по интеллектуальным правам, включая председателей этих судов и их заместителей. Это возможно в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Законопроектами закрепляется перечень оснований, предоставляющих президенту право инициировать процедуру прекращения полномочий указанных категорий судей.
Крашенинников пояснил, что такими основаниями являются:
- совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
- несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»;
- прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
- нарушение судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
- занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
- иные случаи, предусмотренные другими федеральными конституционными законами.
При этом по другим основаниям (к примеру, ненадлежащее исполнение обязанностей), а также в отношении других категорий судей (мировые судьи, судьи районных, областных судов) сохраняется действующий порядок прекращения полномочий.
Порядок внесения в Совет Федерации представления президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется президентом. Представление главы государства рассматривается Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.
Кроме того, в соответствии со ст. 46 Конституции законопроектом вносятся изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ, предусматривающие возможность обжалования соответствующих решений Совета Федерации в Дисциплинарную коллегию Верховного суда.
Помимо этого, при внесении президентом в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий вышеназванных категорий судей рассмотрение Высшей квалификационной коллегией судей ранее поданного заявления соответствующего судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса Советом Федерации.
Новые реалии КС
Другие разъяснения главы комитета касаются изменений в законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Так, проектом предусматривается, что КС состоит из 11 судей, включая председателя и его заместителя. Осуществлять свою деятельность он сможет при наличии в его составе не менее восьми судей. При этом принимать решения Конституционный суд правомочен при участии в заседании не менее шести судей.
Судьи КС РФ, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу поправки к Конституции РФ (4 июля 2020 года), продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям. Норма о новой численности состава КС РФ начнет применяться с того момента, когда число судей составит 11 человек. До этого КС РФ правомочен принимать решения при участии в заседании не менее 2/3 от числа действующих судей.
Определяется, что Конституционный суд по запросу президента проверяет конституционность законопроектов (проектов законов РФ о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов) до их принятия Госдумой в третьем чтении, а также принятых в установленном порядке законов до их подписания президентом. Кроме того, по запросу президента Конституционный суд проверяет конституционность законов субъектов РФ до их обнародования главой региона. Внесение в КС РФ такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с этими актами (проектами).
Если Конституционный суд не подтвердит конституционность закона (законопроекта), то документ не подлежит дальнейшему рассмотрению, принятию, подписанию и обнародованию до исключения из него положений, признанных неконституционными (устранения нарушений). Законопроект может быть внесен повторно после исключения неконституционных положений, сообщил Павел Крашенинников.
При этом признание конституционности федерального конституционного или федерального закона (проекта) или закона субъекта РФ не исключает его последующей проверки Конституционным судом по общим правилам, с учетом складывающейся правоприменительной практики, подчеркнул председатель комитета.
Законопроектом также предусматривается, что Конституционный суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, предположительно противоречащем Конституции РФ. Правом обращения в КС РФ с таким запросом предлагается наделить президента, правительство, Верховный суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Конституционный суд разрешает вопрос об исполнимости решения с точки зрения соответствия истолкования положений международного договора положениям Конституции РФ.
В законопроекте также закрепляется, что в случае возникновения спора КС РФ по запросу президента, правительства или Верховного суда разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.
По результатам рассмотрения КС РФ может прийти к выводу о возможности исполнения в целом или в части решения межгосударственного органа, иностранного или международного суда, международного арбитража, или о невозможности исполнения такого решения в соответствии с Конституцией РФ.
В документе указывается, что Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность законов и иных актов (нормативных актов президента, Совета Федерации, Госдумы, правительства; конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъекта РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения), примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.
Согласно законопроекту, правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юридические лица, а также в их интересах - Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, другие уполномоченные, общероссийские организации, а также иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом. Жалоба может быть подана в срок не позднее 1 года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты. А если в пересмотре было отказано в связи с пропуском срока обжалования - в срок не позднее 1 года после принятия последнего судебного решения.
Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты в законопроекте понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы (если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке), если подача такой жалобы не привела к устранению нарушения конституционных прав.
Конституционный суд может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или толкование оспариваемого акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики, свидетельствуют о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имело место в конкретном деле, не предполагается.
Законопроектом предусматривается право Конституционного суда в определении о принятии жалобы к рассмотрению указать на необходимость приостановления исполнения судебного постановления до вынесения конституционного постановления и пересмотра конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт.
Если по результатам рассмотрения КС РФ пришел к выводу о неконституционности оспариваемого положения либо о признании его конституционным, но в истолковании, данном Конституционным судом, то, согласно законопроекту, конкретное дело подлежит пересмотру в обычном порядке (если в постановлении содержится указание на пересмотр). Если пересмотр невозможен без внесения соответствующих изменений в правовое регулирование, то КС РФ указывает, что пересмотр осуществляется после внесения таких изменений.
Если пересмотр дела не может привести к восстановлению нарушенных прав, то КС РФ вправе указать на необходимость применения компенсаторных механизмов. В этом случае форма и размер компенсации определяются судом первой инстанции, принявшим решение по делу.
Если до принятия к рассмотрению данной жалобы была подана другая по тому же предмету, КС РФ вправе указать на необходимость пересмотра конкретного дела заявителя в определении о прекращении производства по ней.
Верховный суд, как устанавливается законопроектом, не позднее двух месяцев после опубликования постановления КС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики - в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации в части оспоренных положений (дополнения в ст. 80 ФКЗ).
В соответствии с Конституцией вносится дополнение в главу, посвященную рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления. Глава дополняется нормами в отношении президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
Помимо этого, в законопроекте содержится ряд других положений, уточняющих порядок конституционного судопроизводства, а также направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного суда.
https://legal.report/v-rossii-vvoditsya-prezidentskaya-sudebnaya-sistema/