Житель села Супсех неподалеку от Анапы несколько лет конфликтовал с соседями. Вражда была взаимной: он жаловался на громкую музыку, которую постоянно слушали соседи, те в ответ рассказывали, что на их участок летят камни, яйца и овощи. Очередная ссора закончилась стрельбой и двумя погибшими. Но присяжные неожиданно отклонили обвинения в умышленном убийстве, а суд вынес приговор за превышение необходимой самообороны. Виновник смерти двух соседей вернулся домой, где через два забора от него живут вдова, дети и внуки погибших.
На фото: Алексей Артемов с сыном на руках (слева), Виктор Артемов (в центре) и его старший сын Сергей.
Видео:
https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=u8YaWSPF0CU Днем 3 февраля 2019 года во дворе частного дома номер восемь по улице Грушовой в кубанском селе Супсех к юго-востоку от Анапы собралась компания. Четверо приятелей приехали в гости к 60-летнему Виктору Артемову. Артемов, невысокий седой водитель маршрутки, делил первый этаж дома со своим старым другом, Фаритом Арслановым. Второй занимал его сын, 30-летний Артем, вместе с супругой и тремя маленькими детьми - старшему пять, младшему меньше года.
В половину пятого вечера один из гостей, высокий 30-летний брюнет в белой футболке Андрей Тихомиров, взял в руки молоток и бойкой походкой направился к деревянному забору дома номер 12, через участок от Артемовых, привлекающему внимание бирюзовой расцветкой и украшениями в виде ромашек. Дальнейшие события попали на камеру видеонаблюдения, установленную жителем нечетной стороны улицы на электрическом столбе.
Произнеся несколько слов, Тихомиров подошел ближе к забору и разочарованно взмахнул рукой. Калитка открылась - из нее выходит хозяин дома, 44-летний Олег Хоменко.
Тихомиров не совершает резких движений и не пытается подойти к калитке вплотную. Через три секунды, произнеся несколько слов, Хоменко возвращается во двор и закрывает ее за собой. Как только хозяин дома скрывается, к брюнету в белой футболке энергично подбегает Артемов-старший, хватает его за руку, в которой тот сжимает молоток, и уводит к своему дому. Еще двое мужчин, проводившие вместе с ними время в тот день - Алексей Артемов и Артур Ахматов - судя по видеозаписи, к калитке Хоменко подойти даже не пытаются.
Когда компания скрывается за кадром, Хоменко вновь открывает калитку. Теперь он держит за спиной длинное охотничье ружье. Стоя перед калиткой, он что-то кричит мужчинам и призывно машет рукой. К воротам, не торопясь, подходит Артемов-младший - в руках он держит молоток, отнятый у Тихомирова.
Хоменко выходит за калитку, показывает пальцем на оппонента, после чего мужчина отбрасывает инструмент в сторону. Явно пытаясь уладить конфликт, Артемов-старший вновь появляется в кадре, вцепившись в руку Тихомирова, а затем подходит к калитке Хоменко и решительно закрывает ее снаружи. Его сын, стоя в нескольких метрах от забора, разводит руками. Внезапно Артемов-старший падает, сраженный одним из четырех боевых патронов, которыми Хоменко успел зарядить ружье: картечь проходит сквозь деревянный забор и попадает водителю маршрутки в голову.
Выстрел выбивает из забора щепку, она отлетает в лицо Артемову-младшему. Склонившись над убитым, обернувшийся на долю секунды Тихомиров видит, как приятель выплевывает из окровавленного рта зуб, и тоже опускается к лежащему. В этот момент Хоменко выходит за калитку, вслед за ним - его жена Людмила. Увидев труп соседа, она замахивается на мужа. Тот делает несколько шагов в сторону и, не выпуская из рук ружье, достает телефон, пытаясь позвонить кому-то.
Еще через несколько секунд - осознав, что отец скончался, Артемов-младший вскакивает и бросается к Хоменко, но теряет равновесие и падает. Тихомиров пытается удержать приятеля, но тот вырывается и бежит в сторону соседа. Раздается еще один выстрел - заряд картечи попадает молодому человеку в живот. Тихомиров склоняется над ним, Хоменко отходит к своему забору и снова достает телефон. Жена шлепает его по плечу и загоняет на свой участок. Калитка закрывается. Тихомиров, оставшись в одиночестве, бежит в сторону участка Артемовых. Запись прерывается.
В мае 2020 года суд присяжных, посмотрев это видео, освобождает Хоменко и тот возвращается в свой дом на Грушевой.
На записи видно, что Хоменко несколько раз достает телефон, но в скорую первым позвонил не он, а один из соседей. Сам стрелявший позвонил лишь в полицию. Согласно рапорту, случилось это в 17:00, когда оба оппонента уже 20 минут как были мертвы. Позже выжившие свидетели предположат, что первым делом кубанец попытался связаться не с медиками, а со своим адвокатом Игорем Байрачным.
Фельдшеры скорой увидели у калитки дома номер 12 тела погибших. Едва они подошли к трупам, как живущий напротив Хоменко сосед предупредил - убийца еще не ушел со своего двора и может выстрелить и в них. Медики отбежали от тел и спрятались в машине. Через десять минут подъехали бойцы группы быстрого реагирования. Когда они направились в сторону калитки, Хоменко вышел к ним без оружия и сказал, что сдается. На него надели наручники. Вслед за бойцами на место приехал оперативник.
Следователь Мугдин Хуаде, которому досталось дело, опросил практически всех жителей улицы Грушовой и даже нескольких жителей соседних переулков. Почти у каждого из них нашлась история, характеризующего Хоменко как человека склочного, провоцирующего скандалы на ровном месте и не останавливающегося ни перед чем ради того, чтобы доказать собственную правоту.
Через полгода после начала расследования Хоменко сменил адвоката - теперь им стала Елена Журавлева - и несколько расширил свои показания. Он стал настаивать на том, что погибшие отец, сын и их приятели были с виду очень пьяны, кричали соседу, чтобы тот возвращался в Украину; при этом у Артемова-младшего в руке была заточка, у Ахматова - пистолет, а Тихомиров, стоя за забором обвиняемого, якобы предлагал бросить ему во двор гранату.
Следователь попытался проверить и эту версию, однако зарегистрированного на кого-либо из оппонентов Хоменко в базах данных оружия не нашлось, отвертки и пистолеты в руках у них на видеозаписи не обнаружились, а никто из свидетелей не подтвердил, что мужчины угрожали соседу.
Но обвиняемый не менял свою риторику до конца следственных действий. «Я хотел предотвратить нападение на меня и мою семью со стороны четырех взрослых, физически крепких, агрессивно настроенных мужчин, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и проявлявших резкую агрессию и угрозу убийством в мой адрес, а также оскорблявших меня по национальному признаку», - говорил он на одном из последних допросов.
Наконец, Хуаде разобрался и в аргументе обвиняемого о том, что Артемовы постоянно провоцировали его, доставляя его детям-инвалидам дискомфорт громкой музыкой. Для этого он допросил врача-сурдолога, у которой с 2006 года наблюдались дети Хоменко.
Хоменко попросил о суде присяжных. Его начали судить в январе 2020-го года в Краснодарском краевом суде. Председательствующим стал судья Георгий Поддубный, обвинение представляла прокурор Светлана Некос. Хоменко, помимо адвоката Журавлевой, представляла Ирина Сазонова. Чтобы гарантированно наказать убийцу мужа, Валерия Артемова наняла адвоката Максима Синяпко.
Для вынесения решения присяжным понадобилось 11 заседаний. На занимающий целую страницу вопросного листа вопрос номер два, присяжные ответили «нет» единогласно. Так же они ответили и на следующий вопрос - о том, доказано ли, что Хоменко, убив Артемова-старшего, вышел из калитки с ружьем в руках, увидел, как к нему подбежал Артемов-младший, пытающийся выхватить ружье, и, «исходя из сложившихся враждебных отношений, желая причинить смерть», выстрелил и в него.
Отвечая на дополнительный вопрос, заседатели опять же единогласно сочли доказанным, что Хоменко выстрелил в обоих мужчин, «испугавшись за своих близких членов семьи и переоценив исходящую от пришедших угрозу, желая защититься». На вопрос, заслуживает ли Хоменко снисхождения, присяжные также ответили утвердительно.
14 мая судья Поддубный на основании вердикта присяжных провозгласил приговор: он переквалифицировал действия подсудимого на часть 1 статьи 108 УК и назначил Хоменко наказание в виде исправительных работ сроком на два года, освободив подсудимого из-под стражи.
«У меня есть, как у христианина, сожаление, что так все получилось. Я сожалею, мне жалко этих людей, но они пострадали во время совершения своего преступления. Я сожалею, но моя совесть чиста, я никого не убивал. Я лично - никого не убивал. Я даже в них ни в кого не выстрелил. Они просто пострадали, вот трагическое совпадение, такое трагическое было совпадение»
под председательством судьи Поддубного и при участии прокурора Некос присяжные уже четырежды за последние три года оправдывали подсудимых, три приговора можно найти в интернете:
- В апреле 2018 года присяжные оправдали кубанца Федора Иванова, обвиняемого в убийстве своих соседей, пенсионерки и ее сына, которых убийца до смерти забил молотком и похитил пять тысяч рублей. Вскоре после задержания Иванов дал признательные показания, но на суде отказался от них, объяснив, что на допросе к нему применялось насилие. До оправдательного приговора мужчина провел в СИЗО 18 месяцев.
- В конце того же года тот же судья Поддубный вынес оправдательный приговор в отношении Мухтара Маслюгенова, виновность которого в убийстве начальника городского отдела вневедомственной охраны Росгвардии и директора ЧОП в армавирском ресторане прокурор Некоз не смогла доказать перед присяжными; в отношении одного потерпевшего заседатели сочли недосказанным факт убийства, а в отношении другого - факт причастности к его гибели обвиняемого.
- Наконец, в августе 2019-го Поддубный по решению присяжных оправдал Романа Шевцова, Вячеслава Сарелова и Александра Моисеенко. Все они обвинялись в разбойном нападении на пенсионеров, живших в станице Ярославской, в ходе которого Шевцов, не посвятив подельников в свои планы, задушил потерпевших подушкой. В первых двух случаях оправдательный приговор устоялся, в третьем был отменен и отправлен на новое рассмотрение из-за исследования с участием присяжных недопустимых доказательств - например, показаний потерпевшей, которая, ничем не мотивируя свою мысль, предположила, что ее родителей могли убить цыгане. Сейчас это дело вновь рассматривается с участием присяжных в другом составе Краснодарского краевого суда.
После приговора Хоменко вернулся в свой дом на Грушовой, где через два забора живет овдовевшая Валерия Артемова.
ПС: В апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда завершилось третье заседание по жалобам на приговор Хоменко. Ни на одно из них обвиняемый не явился; его адвокаты объясняли, что не могут связаться с ним.
На этом заседании суд отменил вынесенный присяжными приговор и отправил дело на новое рассмотрение в тот же Краснодарский краевой суд. Дата нового рассмотрения пока не назначена. В случае, если Хоменко не появится и к началу рассмотрения дела по существу, его объявят в розыск.
https://zona.media/article/2020/09/15/anapa