Первый возможный опыт «электронной демократии»

Jul 12, 2012 14:52

Сбор подписей в интернете за отмену доверенностей может стать первым опытом «электронной демократии».

Экспертный центр Probok.net одним из первых решил опробовать механизм «электронной демократии», предложенный президентом Владимиром Путиным. Вчера на сайте центра начался сбор подписей за отмену доверенностей на право распоряжаться и управлять автомобилем. Если эту инициативу поддержит 100 тыс. человек, правительство внимательно ее рассмотрит и, если она не вызовет возражений в «профильных» госорганах, направит в законодательное русло. Вероятность такого развития событий применительно к идее упразднить такой советский рудимент, как доверенность, весьма высока: ее поддерживают в Госавтоинспекции, а в Госдуме уже работают над соответствующим законопроектом.

источник

Всем автовладельцам России, да и неавтомобилизированным гражданам предлагается подписаться под предложением убрать из ПДД требование об обязательном наличии доверенности у водителя, которому формально не принадлежит управляемая машина. Такое требование сейчас содержится в пункте 2.1.1 правил. Собрать 100 тысяч голосов, а именно этот порог для автоматического включения механизма анализа «народных» инициатив упоминал Владимир Путин в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства», активисты Probok.net рассчитывают за несколько недель. После чего, пояснил «МН» руководитель экспертного центра Александр Шумский, петиция пойдет по инстанциям. «Мы говорили с администрацией президента, там готовы принять обращение», - уточнил он.

Шумский и его единомышленники считают, что сегодня доверенность уже не выполняет тех функций, с которыми было связано ее появление в советские годы. После того как стало необязательным нотариальное заверение, а документ на право управления и распоряжения машиной было разрешено писать от руки, доверенность перестала быть гарантией легальности сидящего за рулем. В ГУОБДД МВД «МН» подтвердили, что сегодня на дороге инспекторы не имеют возможности проверить подлинность доверенности. Зато ее отсутствие чревато неприятностями - сторублевым штрафом такое правонарушение не ограничивается, придется вызволять автомобиль со штрафстоянки. Александр Шумский обращает внимание на то, что в полисе ОСАГО и так вписаны все, кто имеет право управлять тем или иным автомобилем. Он считает, что этой записи в комплекте с набором документов на машину и водительским удостоверением вполне достаточно для передвижения по дорогам.

В Госавтоинспекции к отмене доверенностей относятся положительно. «Концептуально мы эту идею поддерживаем. Документ морально устарел», - заявил «МН» референт ГУОБДД МВД России Дмитрий Лейбов. Однако, по его словам, еще нужно проработать технические вопросы отмены доверенностей. Того же мнения придерживается и заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Депутат призывает не отказываться от доверенностей быстро. «С кондачка такие вещи не делаются. Ведутся переговоры, сейчас пошли по второму кругу», - заявил «МН» Лысаков. По его словам, сейчас депутаты пытаются найти общую точку зрения с правительством и преодолеть разногласия с Министерством юстиции. Минюст, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса, возражал против отмены доверенности как документа, в той или иной степени подтверждающего право водителя легально пользоваться автомобилем.

Лысаков, сам отнюдь не чуждый выдвижению законопроектов на «популярные» в народе темы. склонен считать действия центра Probok.net попыткой привлечь внимание не к проблеме, а к самой организации. Подгонять власть с отменой доверенностей не стоит, говорит он. Лысаков рассчитывает, что соответствующие поправки в КоАП, Гражданский кодекс и закон об ОСАГО будут внесены уже в осеннюю сессию. «Мы работаем в этом направлении и не отступим», - заверил он.

Бывший депутат, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин настроен не так оптимистично. Он напомнил, что в Госдуме периодически пытались начать кампанию за отмену доверенностей, но все они были безуспешными. И в этот раз решения будут приниматься не на Охотном ряду, а в Кремле и Белом доме, заявил «МН» Похмелкин, уточнив, что его опыт общения с исполнительной властью на эту тему был в основном негативным.

Однако теперь ситуация иная, чем даже несколько лет назад, отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Хоть обещание Владимира Путина брать в разработку инициативы, под которыми стоят подписи 100 тыс. россиян, и не имеет юридической силы, говорит он, такой довольно безболезненный вопрос, как отмена доверенностей на дорогах, позволяет «обкатать» механизм «электронной демократии». Причем в данном случае политических рисков тут не видно, зато позитивное отношение значительной части общества - автомобилистов - вполне ожидаемо.

электронная демократия

Previous post Next post
Up