Как держать?

Mar 25, 2011 10:25

Прошедший 2010 год выдался насыщенным и вместил в себя огромное количество значительных и даже знаковых событий, в том числе и на финансовых рынках. Но, полагаю, есть кое-что, о чем одинаково ярко вспомнят как профессионалы, так и люди далекие от нашей предметной области. Это и погодные аномалии, обрушившиеся на многие страны мира, в том числе Россию, и последовавшие за ними различного рода неурожаи, а также рост цен на многие виды продовольствия. Увеличение в несколько раз в 2010 году продемонстрировали не только цены на сельскохозяйственные продукты, хотя именно они показали самые впечатляющие темпы роста. Драгоценные и промышленные металлы, а также энергоносители характеризовались восхождением котировок на десятки процентов. Я не буду оригинален, если скажу, что для меня 2010-й смело может претендовать на звание  года товарного рынка".

По многочисленным прогнозам, как экономическим, так и климатическим, нас вполне может ожидать "продолжение банкета". То есть дальнейший среднесрочный рост стоимости различных товарных групп.

Эта мысль не нова, а выводы очевидны.

Часто, особенно в газетных статьях, звучат рассуждения о том, что сегодня именно товары являются крайне привлекательной для инвестирования группой активов. И я с этим категорически согласен. До тех пор, пока ко мне не приходит клиент или знакомый, чтобы попросить объяснить, каким конкретно способом он может инвестировать свои скромные (или не очень) сбережения, например, в нефть, сахар, пшеницу или золото. Понятно, что нужно покупать и держать. Но как держать? Особенно в России.

"Как что? Конечно, же фьючерс!" - воскликнут профессионалы.  Секундочку! Да, возможно, с точки зрения краткосрочной спекуляции все так и есть. Но даже годовое контанго совершаются сегодня находится на уровне   порядка 10%, что за 3 года торгового даст 30%. Это само по себе     немало: если актив вырастет на 100%, то лишь 70% останется инвестору. Но годовых фьючерсов в России нет, и, даже если их найти Западе, набрать серьезный объем будет непросто. Можно выбрать ближайший, кстати, довольно ликвидный контракт, но в этом случае годовое контанго составит уже около 25%, или 75% в пересчете на 3 года. Таким образом, если его котировки вырастут на 100%, инвестору останется лишь 25% прибыли. Расчеты, конечно, довольно условные, но общий смысл они отражают. А товарных ETF в России пока нет, да и на международных рынках не всегда можно найти подходящий. Не стоит также забывал, о кредитном риске.

Вообще, покупать товар "в натуре" зачастую крайне невыгодно. Например, в случае с золотом сразу возникает "попадание" на НДС. А бывает, что для частного инвестора это вовсе невозможно. Ведь не у каждого из нас есть собственный элеватор или нефтебаза. Вот и получается, что потенциальный спрос на инвестиции в товары в России не может быть удовлетворен простыми и удобными для обывателя инструментами.

Возможно, "заграница нам поможет", и тот, кто очень сильно этого захочет, сможет найти подходящие способы на международных рынках. Но будет обидно наблюдать, как российские инвесторы, между прочим, из сырьевой страны инвестируют в сырье на иностранных площадках через иностранных брокеров. Так, как все-таки держать, Глеб Егорыч?...

F&O, №3 март 2011

фьючерсы, фондовый рынок, товарные рынки

Previous post Next post
Up