Не рано ли хоронить кризис?

Nov 30, 2009 18:18

Недавно, во время выступления на Финансовом форуме «Россия», первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев сделал заявление о том, что Банк России сворачивает антикризисные меры, направленные на поддержку банков путем ужесточения доступа к беззалоговому рефинансированию и готов в перспективе пойти дальше.

Выступавший там же вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что «кризис продолжается», и «сворачивать антикризисные меры пока рано». Алексей Кудрин также отметил, что «рассасывание этого пузыря будет продолжаться еще в течение 1-2 лет». Кроме того глава Минфина не исключил введения ограничений на приток спекулятивного капитала и предрек снижение цен на нефть «до уровня $60-70 за баррель». Помимо этого, буквально накануне форума, Банк России в 8 раз за год снизил процентную ставку до 9%. И сообщил, что на этом не остановится.

На вопрос, не рано ли хоронить кризис? Чья из позиций сейчас более адекватна - оптимистическая позиция Улюкаева или умеренно-писсимистическая Кудрина? И до какого уровня ЦБ будет снижать ставку? - отвечает главный экономист ФК «ОТКРЫТИЕ» Данила Левченко.

Надо заметить, что Улюкаев вообще-то говорил только о банковской системе, и пока речь шла только о беззалоговых кредитах. Ужесточает Банк России доступ к таким кредитам или нет, но фактом является то обстоятельство, что банки сами интенсивно возвращали ЦБ, взятые ранее средства по этим инструментам. На пике (февраль 2009) взятые объемы доходили до 1 трлн 925 млрд рублей, потом они начали снижаться и к концу ноября едва превышали 200 млрд рублей.

Это явление неудивительно, поскольку беззалоговые кредиты, хоть и были востребованы в период дефицита ликвидности и идущей девальвации, но являлись самым дорогим инструментом рефинансирования, и в условиях улучшения ситуации с ликвидными средствами и укрепления рубля, банки стали избавляться от подобных пассивов.

Можно вполне согласиться с Улюкаевым, что сейчас банковской системе кризис уже грозит в меньшей степени, и Банк России может сворачивать постепенно свои антикризисные инструменты, тем более, что банковская система начинает получать поддержку из иного источника, а именно за счет бюджетного дефицита. Эмитированные деньги попадают на счета бюджетополучателей, и в конечном итоге растекаются по экономике и банковской системе. Фондирование, таким образом, выгоднее для банков, чем прибегание к помощи Банка России.

Кстати, можно заметить, что снижение ставки все равно является поддержкой банковской системы Банком России. Правда, сейчас основным мотивом ее снижения является снижение ставок по кредитованию реального сектора и торможение притока спекулятивного капитала и укрепления рубля. На мой взгляд, в текущем году можно ожидать снижения ставки еще на 0,5-1 п.п., а если брать ближайшие месяцы, то на 2-2,5 п.п. до уровней 6-7% годовых.

На самом деле Улюкаев и Кудрин не сильно противоречат друг другу. Речь о продолжении кризиса ведь идет не только и не столько о банковской системе, сколько в целом об экономике. Действительно в ряде отраслей (строительство, например) наблюдался явный пузырь, которому еще рассасываться и рассасываться. Спрос падающий, и говорить о прекращении антикризисных мероприятий по его стимулированию пока преждевременно, в чем можно согласиться с министром финансов. Правда, боюсь, он сам же будет возражать против активных мер фискального стимулирования вроде, скажем, снижения налоговой нагрузки.

мнение, прогнозы, кризис

Previous post Next post
Up