Как у себя дома

Nov 03, 2009 18:31

Торговля на зарубежных фондовых площадках становится такой же доступной для российских частных инвесторов, как и игра на родных биржах ММВБ и РТС.

Отечественные розничные брокеры, в начале 2000-х сделавшие удачную ставку на активное продвижение "народного" интернет-трейдинга, сегодня предлагают демократичный доступ к торговле на ведущих западных биржах. Советник по глобальным рынкам ФК "Открытие" Эрик Краус, высказывает свое мнение по-поводу очарованности российских инвесторов биржами США и Европы.

Чем американский нефтегигант ExxonMobil, немецкий Deutsche Bank или китайский оператор China Mobile лучше "Газпрома", ВТБ и МТС? Может, и ничем. Но многие частные инвесторы хотят торговать акциями именно зарубежных эмитентов только потому, что они "оттуда", из мира цивилизованного капитализма. Хотя есть еще один фактор: выбор финансовых инструментов там намного богаче.

С ММВБ на NYSE

По словам аналитиков, из 75 тыс. их клиентов, торгующих фондовыми инструментами, 5 тыс. делают это на иностранных площадках, причем 90% из них - интернет-трейдеры. В другой брокерской компании журналу "РБК" по секрету сообщили, что совокупный размер клиентских счетов, открытых для торговли на биржах Америки и Европы, у них достигает десятков миллионов долларов. До конца
года систему зарубежного интернет-трейдинга намерены запустить ГК "АЛОР" и "Неттрейдер". Когда на подобный шаг решится еще и "Атон", это будет означать, что практически все "народные" брокеры России открыли рядовым инвесторам доступ на мировые площадки. Рано или поздно интернетизируют торговлю на них и такие компании, как «Тройка Диалог», УРАЛСИБ, "Ренессанс Капитал", которые пока принимают заявки от клиентов только в "голосовом" режиме. В свое время они не торопились с запуском интернет-трейдинга и на отечественных биржах, предпочитая со стороны наблюдать за успехами того же "ФИНАМа", БКС или "АЛОРа". А
потом все-таки сломались. До каких размеров вырастет армия простых "иностранных" трейдеров через год или три, брокеры предсказывать не берутся. Когда на старте 2000-х они начинали продвигать в массы такой доступ на ММВБ, то руководствовались лишь чутьем, что биржевая игра не может не стать популярной. Вот и сейчас они не сомневаются в интересе наших соотечественников к зарубежным фондовым площадкам.
Советник по глобальным рынка м ФК "Открытие" Эрик Краус замечает иронию в том, что многие россияне очарованы биржами США и Европы, в то время как американские и европейские инвесторы, напротив, отчаянно ищут возможности разместить свои вложения на площадках развивающихся стран.

Проблема, однако, в том, что выбор инструментов на отечественном рынке очень беден. К примеру, на NASDAQ котируются акции тысяч инновационных фирм, а на ММВБ - чуть больше нуля. Кстати, на этой "народной" бирже России торгуются акции всего лишь около 230 компаний, большая часть, которых - низколиквидные. К тому же корпоративное управление у многих эмитентов - издевательское по отношению к миноритариям. То есть, подчеркивает Владислав Кочетков, далеко не одна экзотика манит российских трейдеров на зарубежные площадки, но и классика в лице компаний, составляющих хребет западных экономик: Boeing, Microsoft и пр.

Помимо этого многие хотели бы вложиться в развивающиеся рынки, не зависящие от экспорта сырья, такие как китайский, индийский, корейский...

Десятки и сотни быстрорастущих компаний этих стран представлены на американских и европейских биржах. Там же торгуются депозитарные расписки на акции многих крупных отечественных эмитентов, в том числе тех, которые не входят в листинг московских бирж: IBS Group, X5 Retail Group, Globaltrans Investment и др.

Кроме того, на ведущих мировых фондовых площадках котируются паи почти 1700 инвестфондов, размещающих активы в широкий набор инструментов: сырье, акции отдельных секторов, стран, регионов. Это так называемые ETF (exchange-traded funds). В частности, на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) торгуются паи 20 ETF, относящихся к сектору здравоохранения и биотехнологий. Каждый имеет в своем портфеле бумаги 10 и более представителей этого сектора. Купив акцию одного такого фонда, инвестор сделает ставку на прогрессивные технологии, которые развивают десятки компаний. Она может и не сработать, но кто гарантирует, что сработает ставка на акции "Газпрома" или ВТБ, что вы приобрели на ММВБ?

Биржевой роуминг

В большинстве случаев российские брокеры ограничивают набор доступных для интернет-трейдинга площадок NYSE, американским внебиржевым рынком акций компаний "новой экономики" NASDAQ, а также Лондонской (LSE) и Франкфуртской фондовыми биржами (Deutsche Borse). Вместе они покрывают около 80% мирового рынка акций и связанных с ними производных инструментов. Для трейдинга на этих площадках нередко предлагаются те же самые интернет-брокерские системы, которые позволяют торговать на ММВБ и РТС (типа Quik). Впрочем, чаще всего используются специальные торговые платформы, как правило иностранные. С чисто технологической точки зрения онлайн-торговля акциями или фьючерсами, скажем, на NYSE - не более мистическое явление, чем интернет-трейдинг на ММВБ. Только российские брокеры выводят заявки клиентов на покупку/продажу ценных бумаг на зарубежных площадках не сами, а через финансовых посредников - членов местных бирж. Но даже это обстоятельство не утяжеляет операционные издержки трейдеров. За торговлю на ММВБ брокер взимает комиссию в размере 0,1-0,3% от суммы сделки (в зависимости от торговой активности) и еще 0,01% в качестве биржевого сбора. Почти такие же расценки на LSE. Правда, надо еще учитывать, что в Великобритании при покупке ценных бумаг в пользу государства удерживается так называемый гербовый сбор (stamp duty). Обычно он составляет 0,5% от стоимости акций, но всегда не менее 5 фунтов стерлингов. При этом стоит иметь в виду, что LSE - достаточно запутанный рынок: там много субплощадок, в том числе AIM и Main Market, и у каждой своя специфика в определении брокерских и депозитарных тарифов. На американских биржах фиксированная комиссия (в центах) взимается за каждую купленную акцию независимо от ее цены.

Очевидно, что комиссионная нагрузка будет ниже, если приобретать дорогие акции. Плюс к тому нужно уплатить SEC Fee, сбор в пользу американского регулятора фондового рынка, в размере 0,001535% от суммы сделки. Не подозрительна ли такая дешевизна? Как объяснил журналу "РБК" сотрудник одной из брокерских компаний, "у нас клиенты ежемесячно покупают и продают десятки миллионов акций, это приносит нам сотни тысяч долларов дохода". Короче, им хватает.

Единственная затуманенная область денежных отношений между брокером и клиентом - это определение курсов валют при расчете стоимости сделок. Трейдер держит на брокерском счете рубли, а приобретает и реализует ценные бумаги за валюту. По "внутреннему курсу" - вот в чем загвоздка.

Все, что удалось выпытать журналу "РБК" у брокеров, - он отличается от курса ЦБ (руб./долл., руб./евро, руб./фунт стерлингов) "незначительно", "на доли процента" и т.п.

Трейдеры со знаком качества

Российские брокеры могут предоставлять услуги трейдинга на зарубежных площадках только квалифицированным инвесторам. Для получения такого статуса нужно подать заявление в инвесткомпанию. Та оформит документы, но при условии выполнения ряда требований. Во-первых, на день подачи заявления клиент должен владеть бумагами общей стоимостью не менее 3 млн.рублей. Если таковых нет, однако на торговом счете есть достаточная денежная сумма, для формального соблюдения этого требования можно купить бумаги "на одну ночь". Во-вторых, либо физлицо должно было совершать по 10 сделок ежеквартально в течение последних четырех кварталов на сумму не менее 300 тыс. рублей, либо за последние три года на его счету должно числиться пять сделок общей стоимостью не менее 3 млн рублей.

Что покупать будете?

По словам директора Saxo Bank по Восточной Европе Виталия Бутбаева, вовтором квартале 2009 года в списке фондовых инструментов, которыми особенно активно торговали российские клиенты этого банка (а их у него тысячи), на втором и третьем местах после фьючерсов на индекс S&P 500 оказались акции AIG и Citigroup. (В "Тройке Диалог" также говорят о повышенном интересе клиентов к американскому финансовому сектору.) Эти две компании, напомним, фактически стали олицетворением агонии финансовой индустрии США. Но, как только мировые рынки начали оживать с весны нынешнего года, их акции, будто вопреки мрачным прогнозам аналитиков, превратились в фениксов, восстающих из пепла. Так, c марта по сентябрь бумаги AIG подорожали в 7 раз, а Citigroup - в 5 раз. Индекс S&P 500 за это же время подрос примерно на 50%.

РБК -журнал

рбк, акции, инвестиции, эрик краус, nyse

Previous post Next post
Up