На одной
из последних лекций, а именно 38-й, Пётр Щедровицкий сказал:
"Я всегда привожу вот этот пример, чем рефлексивный ребенок отличается от нерефлексивного. Ребенка спрашивают: «Ты знаешь, как тебя зовут?» Правильный ответ? - "Знаю». Неправильный ответ: «Петя». Я его не спрашиваю, как его зовут; я спрашиваю, знает ли он, как его зовут.
В тот момент, когда ребенок ловит различие рефлексивных и нерефлексивных конструкций (а это происходит в среднем около трех лет), с этого момента он становится открытым к процессу обучения. А после этого есть два подхода.
Первый - это напихать ему огромное количество схем-образцов, и такая педагогика в 99% случаев приводит к тому, что через какое-то время панель - ну, так сказать, панель сознания - заполняется этими образцами, и он перестает быть способным воспринимать что-то другое. И как только ситуация меняется, выясняется, что он ничего не знает и ничего не умеет, хотя вчера еще или час назад вроде умел и знал.
А другая конструкция заключается в том, чтобы резко укрупнить эти единицы и передавать ему рефлексивные схемы, материальное наполнение которых может быть разным.
Дальше я хочу вам сообщить страшную вещь, что, в общем, на человеческую жизнь одной схемы достаточно. Поэтому если он освоил одну рефлексивную схему - ну, так сказать, достаточно типизированной деятельности, - то, в общем, он потом проживет спокойно, подставляя в эту схему те элементы, так сказать, материальной организации, которые она допускает. Если он освоил две или три - это гений. Гений! Большая часть людей за всю жизнь не осваивает ни одной схемы".
Спрашиваю у своего старшего (5 лет), ответ - "Саша". Спрашиваю у младшего, Васи, (2,5 года), ответ - "Да". Продолжаю дальше:
- И как тебя зовут?
- Алигзандл (т.е. Александр, так зовут его старшего брата)
- А Вася где?
- Кук-ку, нету Васи.
То есть ребёнок не просто отвечает на рефлексивный вопрос, а ещё и играет потом на материале именования, от души хохоча над своими шутками. А старший уже растерял рефлексию. Как-то надо восстанавливать