Пятичастная модель психики и психическая инженерия

Jun 13, 2010 15:01

По итогам некоторых размышлений я пришел к выводу, что рациональным было бы увеличить число частей психики в ее модели еще на одну: тело, которое "тоже думает". Это дополнение является прямым отражением пресуппозиции НЛП "тело и психика -- части одной кибернетической системы" (хотя про "кибернетичность" тут можно оспорить, но такая была мода того ( Read more... )

Leave a comment

Comments 32

targut June 13 2010, 20:48:36 UTC
очень интересно, спасибо

Reply


jak40 June 13 2010, 22:01:59 UTC
посчитали, ага!

Reply


sergeyvi June 15 2010, 09:08:52 UTC
Мне в этом взгляде видится довольно интересным треугольник "Свидетель-Сознание-Экзокортекс", причем с акцентом не на традиционную для нотационных инженеров "Сознание-Экзокортекс", а на связь первого и последнего, особенно в контексте поездки на 120 км/ч по хайвейю в Калифорнии ( ... )

Reply

ailev June 15 2010, 10:39:14 UTC
Я думаю, вам было бы интересно поглядеть еще тему синхроний (http://en.wikipedia.org/wiki/Synchronicity -- но эта статья очень неполна и однобока). Там пока вообще нет более-менее адекватных моделей.

Я не думаю, что вы правильно понимаете Экзокортекс: я не имею тут ввиду внешний входной поток стимулов из окружающего мира (с ним справляется Тело, оно его заодно фильтрует, а затем Бессознательное заканчивает эту фильтрацию. Все это подробно разбирается в НЛП, в том числе в Новом Коде). Экзокортекс -- это про другое, это про сознательно сконструированные средства "внешнего думания", что-то типа вынесенного наружу кусочка мозга ("экзо -- вовне, кортекс -- кора головного мозга) по мотивам ведущихся в софте или блокнотах списков дел в GTD, шахматной доски для размышлений о следующем ходе в шахматах, или мандал/янтр в эзотерических практиках.

Reply

sergeyvi June 15 2010, 10:53:49 UTC
Нет, Анатолий, Вас я понял правильно. Я говорил исключительно про внешние способы конструирования своих рассуждений, начиная с кубиков лего в детском возрасте, и заканчивая вашими любимыми моделлерами, в т.ч. тем, что Вы хотите в PraxOS, рассматривая их только и исключительно с позиции помошников в собственных рассуждениях. Я - о семантических (онтологических) моделлерах, если хотите.

Просто коммуникации таких шахматных досок между собой - приятный и крайне важный в контексте развития бонус, о чем я и говорю все время, обсуждая процессы нашего движения к Сингулярности. Если эти средства будут адаптированы к потребностям Свидетеля (в частности, к вопросам его рефлексии и объективизации) - то произойдет качественный скачек в коммуникациях, вывод обширных флеймов на тему - "ты чъих будешь" в конструктивное целостное пространство коллективного мышления и целеполагания. Поэтому я и считаю именно эту веточку наиболее перспективной, что, впрочем, не отменяет моего интереса и к остальным.

Reply

ailev June 15 2010, 11:39:40 UTC
Свидетель обычно вводится для того, чтобы наблюдать за Сознанием (в том числе и в "измененных состояниях сознания" -- разных творческих и экстремальных режимах, и даже в различных стадиях сна), он не напрямую работает с Экзокортексом. Увы, про Свидетеля мы пока не слишком много знаем, опытов качественного его моделирования я знаю всего два: у Кена Уилбера и у Олега Бахтиярова. Поэтому грамотно вписать Свидетеля и его интерфейсы в предложенную пятичастную модель -- отдельная и специальная задача ( ... )

Reply


immortaz August 4 2012, 17:11:03 UTC
я бы в модель еще добавил всяческие примитивы сознания их состояния. если конечно мы не хотим иметь сферическое сознание и подсознание в вакууме.

Reply

ailev August 4 2012, 18:48:45 UTC
Конечно, каждая из частей психики является системой, и поэтому имеет свой жизненный цикл, состояния, интерфейсы и т.д.. Это обязательно нужно рассматривать, но это уже другой уровень рассмотрения. На уровне же психики важно определить части (подсистемы) и их взаимодействие. Так что ежели говорить о "состоянии сознания", то это относится только к сознанию. А на данном уровне нужно вводить "состояние психики" и интерфейс к надсистемам (окружению психики -- другим людям, материальному миру).

Это как "самолёт" и "двигатель" -- одни разговоры про самолёт, и совсем другие про его двигатель...

Reply


iter_ignis September 30 2012, 13:23:16 UTC
"Экзокортекс" - очень удачное название для "железа", на котором человек пытается завести "софт" мышления. Ну и как метоним к самому мышлению, аналогично "мозг == разум ( ... )

Reply

ailev September 30 2012, 13:40:22 UTC
Я склоняюсь в последнее время к называнию "Воля" вместо "Свидетеля" (следуя за Бахтияровым, а не за Уилбером). Там получаются немного другие оттенки.

А вообще-то в восточных практиках так и происходит: осознанное наблюдение за мыслями/сознанием, затем осознанное наблюдение за "наблюдающим", и так несколько раз (с разными названиями стадий. Это описано Уилбером довольно подробно).

Reply

iter_ignis September 30 2012, 19:12:58 UTC
Увы, пока основательно концепции Бахтиярова не изучил. Беглый просмотр "Активного сознания" обнаружил там предисловие Ксендзюка (чьи три "пост-кастанедовских" томика у меня стоят на полке), из чего я могу предположить, что Бахтияров вкладывает в термин "Воля". Работа, без сомнения, полезная, но я бы всё равно сказал, что и Ксендзюк, и Бахтияров, при всём "нагуализме" первого, тянут за собой тяжёлое наследство западной "феноменоцентричной" философии и западного же отражения "восточных практик". Я и сам люблю слово "воля", но это не инженерный термин. Поэтому и говорю, что folk.

Сейчас, на мой взгляд, идёт накопление эмпирики и первичная [пере]структуризация нового/старого материала в курсе, так сказать, переосознания осознания. То, что сейчас происходит в сфере "осознания осознания" подобно тому, что происходило с осознанием природы веществ и их взаимодействия во времена алхимии. Очень уважаю Дацюка за его развитую констуктивистскую философию, но теория виртуальности всё ещё не на той стороне. Он бьётся в границу, и просто досадно ( ... )

Reply

ailev September 30 2012, 20:06:18 UTC
Ой, как вы свободно используете "мы" -- от нас с вами, через всех опенметисов до всех "нордиков" (кем бы они ни оказались). Я бы "долженствование" по отношению к каким-бы то ни было группам применял осторожно в языке, нехорошо это.

Моя критика восточных практик в целом (включая практики дао), в том числе переработанных и ускоренных школами Бахтиярова и Майера остаётся неотвеченной: цирковые номера эти школы помогают готовить (двигательные практики, и связанные с ними улучшения здоровья), а вот интеллектуальные подвиги (на что есть претензия) остаются без поддержки, и тут приходится уповать только на образование в западных университетах, безо всяких просветлений и владения телом.

Reply


Leave a comment

Up