Инструкция по использованию детей в хозцелях

Jul 17, 2012 13:40

Я тут много написал. Получился неудобоваримый кирпич. Если вдруг кто станет читать - предупреждаю: воспринимать с юмором. Даже в разговоре о воспитании детей родители имеют право повалять дурака.
***
Жена часто говорит, что она сказала, а сын не сделал.
У меня есть развесистая клюква соображений на этот счет. Хочу поделиться.

Поскольку я долгое время был отягощен руководящей должностью в промышленности постсоветского периода, то это наложило отпечаток. Был выработан регламент управленческой деятельности. Если хочешь чтобы кто-то что-то сделал, надо делать всё строго по инструкции. Можно без инструкции, но тогда нет гарантий.
Сначала я даю по пунктам коротко и безотносительно к тому с кем мы имеем дело. Взрослый сварщик или малолетний оболтус. Потом подробно по каждому пункту применительно к детям.
Поехали.

Коротко:
1. Обратить на себя внимание, убедиться что тебя слушают.
2. Четко поставить задачу. Ничего лишнего. Коротко на столько, насколько это возможно. Постановка задачи, как и сама задача, должны соответствовать уровню понимания и умения того, перед кем эта задача ставится.
3. Спросить, что не понятно по теме: как выполнить поставленное задание? Ответить на вопросы.
4. Вопросы по теме: на кой ляд надо это вообще делать - пресекаются. (Есть другой вариант, когда этот вопрос освещается в самом начале разговора).
5. Установить сроки выполнения задания. Договориться о том, что по окончании работ мне об этом надо сообщить.
6. Если возникают затруднения при выполнении задания, то подчиненный должен сразу же об этом доложить мне, а не сидеть без дела потому, что в кране нет воды или бетон не привезли.
7. Проконтролировать качество и количество выполненной работы.
8. Похвалить (всегда есть за что), отблагодарить.
9. Подсказать как эту работу можно сделать лучше (нет пределов совершенству).
10. При наличии недопустимых ошибок и брака поставить новую задачу, направленную на их устранение.
Теперь подробнее применительно к детям.
1.
Часто бывает так, что мальцу говорят, что надо сделать, но он занят своим делом и слушает невнимательно или уже совсем не слушает. А потом восклицают:
- Я же тебе говорила! Я же тебя просила? Почему же ты не сделал?
Он не послушный. Он специально вас игнорит. А на самом деле - он вас не слышал.
- Угу
И продолжает строить башню из кубиков.
Так не годится.
Надо добиться его внимания. Сосредоточить его на себе. В руках у него ничего не должно быть. Он должен всё оставить и внимательно слушать.
Обратить на себя внимание - это не значит танцевать Самбу или Ча-ча-ча. Хотя, если вы могёте, то это не плохой ход. Достаточно подойти к дитятке и обратиться к нему по имени. Можно ласково провести ладонью по голове. И улыбнуться. Если вы не рады своему отпрыску, то надо освоить систему Станиславского и войти в образ счастливого родителя.
Если вы все сделали правильно, то должен установиться контакт "глаза в глаза". Но это не всё. Нужен отклик.
- Да, мама.
или
- Ну что ещё?
Если отклика нет, то надо устроить проверку связи. Задать какой нибудь вопрос.
- Ты не знаешь, куда делось из холодильника моё пиво?
или
- Причудливо смешались цвета в этом комке пластилина. Цветовая гамма Пикассо. Ты видел картины Пикассо?
Если последовал ответ, то это значит, что он вас слышит. Можно начинать вещать по делу.
Учитывая, что перед вами дитя, а не дежурный слесарь или рядовой Кивалов, лучше объяснить всю бесполезность того занятия, которым вы его сейчас нагрузите:
- Когда к нам приходит твоя бабушка, её бесит грязь в нашем коридоре. Да и мне самому неприятно, когда к моим подошвам прилипает песок и мусор. Поскольку мы не свиньи и не быдло, предлагаю держать коридор в чистоте!
Можно вмонтировать сюда элемент игры.
- Видел сколько окурков на автобусной остановке у нашего дома? Слышал, как воняет мочей в подъезде? Это быдло наступает! Надо держать оборону. Наш коридор - передовая. 
Вперед, на амбразуру!
Быдло - это уроды из Властелина колец. Они гадят, когда никто не видит.

Как-то так. Тут уж кто на что горазд. Простор для творчества.
После того как вы объяснили зачем вся эта суета сует, можно ставить задачу.
2.
Для постановки задачи в данном случае достаточно произнести кодовые слова:
- Убери в коридоре.

Но для того, чтобы код был распознан, надо несколько раз убрать в коридоре вместе с ним. Первый раз я убираю - он смотрит. При малейшем желании с его стороны совок и веник, половая тряпка, моющий пылесос - передаются в его руки-крюки. Аккуратно поправляя помогаешь. Аккуратно - чтобы не задавить инициативу, если она есть. Советы надо давать только тогда, когда вас об этом просят.
Такая уборка занимает больше времени. Но оно того стоит.
После нескольких совместных уборок он убирает сам, но я смотрю. Иногда подсказываю, если он сам спрашивает совета.
После этого слова "убери в коридоре" предельно ясны. Постановка задачи сводится к минимуму.
3.
Но, мало ли, вдруг есть вопросы? Надо дать возможность их задать. Всякие вопросы, даже если они кажутся вам глупыми, надо воспринимать благосклонно и добродушно. И так же отвечать на них. Но эти вопросы должны относиться к делу. Например, на вопрос:
- Где телескопическая труба от пылесоса?
Надо спокойно напомнить о том, что позавчера он пытался сделать из неё телескоп и она закатилась под кровать.
4.
Этот пункт у нас впиндюрился в п.1.
5.
Сроки - поскольку эти уборки не впервой, то сроки ясны. Но их всё равно надо озвучить:
- Сейчас 14:20. К 15:00 жду от тебя рапорт о выполнении поставленной перед тобой задачи.
6.
Надо приучить к тому, что если возникают препятствия в работе, то надо говорить об этом вам сразу же. Иначе к 15:00 можно увидеть коридор в первозданном виде. После проведения расследования выяснится, что вся работа стала от того, что Бобик порвал тряпку для мытья полов.
7.
После того, как вам доложат о выполнении, надо обязательно оторвать жопу и пойти посмотреть на достижения. Каким бы суперважным делом вы не были заняты - это дело важнее! Надо тщательно всё проверить.
8.
Как бы плохо не была сделана работа, но всегда есть хоть что-то, что сделано хорошо. И за это хорошо надо похвалить. Обязательно.
9.
Если есть недостатки в работе, то надо определиться с причиной этих недостатков.
Первая - лень матушка или просто забыл. И тогда надо просто указать на то, что не сделано и попросить сделать. Вежливо. Спокойно. Доброжелательно. Без раздражения. Не надо думать, что это хитрость с его стороны или наглый, демонстративный игнор ваших требований. Это не так. Дети элементарно забывают последовательность действий. Иногда советуют делать список пооперационно того, что надо сделать и вывешивают. Он делает и ставит галочку против каждого пункта - выполнено.
Вторая - отосутствие навыков. Тогда надо это сделать вместе. Или показать как это делается.
10.
Довести дело до приемлемого уровня. Принять работу.
8.
Еще раз п.8. Похвалить! Похвалить "перед строем". Перед мамой, сестрой, бабушкой и дедушкой. и когда родня в следующий раз соберется за праздничным столом, не забыть похвалить еще раз и не просто так, а конкретно за то-то и то-то.
Нарисовать с дочкой и торжественно выдать сыну почетную грамоту за удержание наших рубежей перед наступающим быдлом на протяжении месяца июля 2012 года.

У каждого человека должно быть свободное личное время, в течении которого он занимается всякой фигней и никто не смеет его в этом упрекнуть. Так вот, наградой и благодарностью должно быть это свободное время и пространство.

Аминь!
***
Все эти пункты - попытка изобразить сферического коня в вакууме. На их выполнение вечно не хватает времени, спокойствия, нервов, хладнокровия и ещё много много чего.
***
Критика приветствуется.

педагогика, воспитание, дети, семья

Previous post Next post
Up