"Когда буддизм достиг Тибета, он столкнулся с древней местной религией, называемой бон, типом шаманизма, в котором поклонялись духам солнца, луны, гор и деревьев. Бонпо, как называют себя адепты этой веры, также приносили в жертву животных, это было частью их религиозной практики. На протяжении нескольких веков, буддизм и бон конфликтовали между собой. Буддизм вышел победителем, но бон остался живой традицией до сегодняшних дней" . (Тулку Тхондуп Ринпоче)
И в субботу мы с партнером в этом убедились, когда попали на концерт группы PHURPA - это тибетская ритуальная музыка и два стиля пения: гьюке (тиб. «rgyud skyad», где «rgyud» - тантра, «skyad» - пение) - мягкое глубокое тантрическое пение с ярковыраженным низким тоном, и гьер (тиб. «gyer») - пение открытым низким голосом.
Click to view
ТЕКСТЫ
1 - связанные с божествами-наставниками;
2 - связанные с личной трансформацией;
3 - направленные на гармонизацию пространства;
4 - мантры, разрушающие негативные энергии
ИНСТРУМЕНТЫ
Аутентичные инструменты, некоторым из которых более 300 лет:
Дункар (тиб. «dung dkar») - духовой инструмент из морской раковины
Гьялинг (тиб.«rgya ling») - тибетский гобой
Канлин (тиб. «rkang gling») - духовой инструмент из берцовой кости человека
Шанг (тиб. «gzhang») - плоский ритуальный колокольчик
Дамару (тиб. «da ma ru») - двусторонний барабанчик из человеческих черепов
Нга (тиб. «rnga») - двусторонний барабан
Нга-буп (тиб. «rnga sbub») - большой двусторонний барабан
Буп (тиб. «sbub») - музыкальные тарелки с выпуклой средней частью
Силньен (тиб. «sil snyen») - плоские музыкальные тарелки
Дунчен (тиб. «dung chen») - 2 - 4-метровая труба с низким рокочущим звуком
Когда мы зашли в зал, то сразу услышали странные звуки за сценой - это певцы-музыканты распевались и работали с дыханием. Напоминало дыхательные техники древних восточных единоборств. Я замерла в ожидании: сейчас что-то будет. Но представлению была характерна неспешность, связанная с тщательной подготовкой: нужно было правильно сесть, выпить чего-то целебного, разложить перед собой тексты мантр и просто настроиться. Приготовления заняли, как мне показалось, минут двадцать. А потом время перестало быть подвластно измерению: я погрузилась в медитацию. По моим субъективным ощущениям, такая музыка активизирует чакры, начиная с Муладхары и кончая Анахатой. Дальше идти сложно, да и не нужно. Находясь на этом уровне, очень хорошо чувствуешь все процессы, происходящие в теле. У меня, например, "заговорили" все больные места: позвоночник в месте его искривления, вены, склонные к варикозному расширению, не совсем здоровая поджелудочная железа. Последняя решила продолжить диалог и на следующий день, а потом успокоилась. На духовном уровне продолжаются изменения и, надо сказать, весьма стремительно. Людям, которые рядом со мной, кажется, что я грустная и какая-то странная, но это на самом деле не так: за грусть они принимают задумчивость, а странной считают потому, что я начинаю отходить от того образа, который сложился у них в голове.