Dec 26, 2024 08:28
В связи с историческим идеологическим обострением между Демократической и Республиканской партиями в США то и дело приходится слышать, как пытаются провести смысловое отличие "демократии" от "республики". Вспоминают при этом и Сократа, который недолюбливал демократию, и Аристотеля, который отозвался о демократии, как о вырожденной форме правления. Илларионов говорит о преимуществах республики над демократией, Любарский все время напоминает, что слово "демократия" нигде не упоминается в Конституции США. Примеры можно множить, но у меня все-таки полной ясности не возникло. На данный момент кажется, что все сводится к двум принципиальным вещам: (1) кому принадлежит верховная власть в обществе и (2) каким образом эта верховная власть устанавливается/реализуется.
По первому вопросу вроде бы разногласий нет - верховная власть должна принадлежать полноправным членам общества. Сразу отметаем монархии и олигархии. Остается только демократия, то есть система, при которой власть распределена среди большого числа членов общества. Если не нравится термин "демократия" ("демос" = народ, "кратос" = власть), можно использовать термин "полиархия".
По второму вопросу сложнее. Под демократией часто понимают принцип принятия решений большинством при голосовании, то есть власть большинства. Здесь как раз и лежит камень преткновения. Если следовать принципу прямой демократии и принципу один человек = один голос, то система становится уязвимой по отношению к тому, что иногда называют "прихоти толпы". Власть большинства без каких-либо ограничений может приводить к самым жестоким и бесчеловечным решениям. Решение афинской демократии по отношению к Сократу - это лишь один из примеров. Для предотвращения подобный инцидентов создается Конституция - свод общих правил, а также прав и свобод отдельных граждан, которые не могут быть нарушены никаким большинством с помощью голосования, и которые не могут быть нарушены государством, наделенным властью. Общие правила игры для всех, включая правительство. Это то, что называют "либеральной демократией" в изначальном смысле слова "либеральный", подразумевая защиту прав и свобод граждан.
В США также предусмотрен механизм "сдержек и противовесов" в самой структуре государственной власти. Речь идет о трех независимых ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. Структура построена так, чтобы не допустить слишком большой концентрации власти в одном месте.
Есть еще один важный момент, связанный с тем, что избранное правительство распоряжается деньгами, собранными в виде налогов. Отсюда проистекает принцип, по которому голосовать имеют право лишь те, кто платит налоги, чтобы минимизировать возможности распоряжения чужими деньгами. Следовательно, всеобщее избирательное право несправедливо предоставляет право тем, кто не платит налоги, принимать решения в отношении тех денег, которые заработали другие.
Для больших сообществ также важен принцип представительства, то есть избираются те, кто будет временно управлять обществом и принимать решения по собранным налогам. Все это в настоящее время называют представительской демократией, а можно, на мой неискушенный взгляд, назвать и республикой, что в переводе означает "общее дело".
Получается, что республика в ее истинном значении - это представительная демократия с Конституцией, выборами и разделением ветвей власти.
Таким образом, можно сказать, что демократия, как власть народа, - это необходимое, но недостаточное условие для республики.
демократия,
политика,
политическая философия