Храм. Вехи в истории

Dec 22, 2013 17:01




Собор Святого Владимира (Кафедральный собор равноапостольного князя Владимира) - один из главных православных соборов Астрахани. Храм строился в честь 900-летия крещения Руси, как памятник этому знаменательному событию и был закончен в 1902 году. На освящение прибыл даже отец Иоанн Кронштадтский, горячо любимый и почитаемый всеми верующими астраханцами.

Городская Дума приняла решение строить его в шестом участке города Астрахани, где проживало около 11 000 православных христиан. Само место находилось на берегу Затона и являлось большим пустырём. Также на выбор места повлияло то, что собор будет воздвигнут на границе русской и татарской слобод. В этом случае храм будет выполнять миссионерские функции по приобщению татар-мусульман к православию, а также способствовал бы их ознакомлению с православным богослужением, крестными ходами, торжественными православными празднествами.


Сооружение придела с таким именем в Князь-Владимирском храме было не случайным - святитель Николай издавна почитался мусульманами, называвшими его даже «русским Богом». Также святитель Николай почитался как покровитель моряков, а значительная часть прихода Князь-Владимирского храма составляли жители Эллинга, в большинстве своём моряки и работники судоремонтных мастерских. Иногда Князь-Владимирский храм называли «морским собором», а по преданию крест на нём был сооружён из чугунного якоря и украшен массивными цепями от него.
28 ноября 1904 года епископ Георгий освятил левый придел, названный в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского (фильм "Орда", вспомнили?), много потрудившегося для просвещёния местных татар светом Христовой истины.
После революции 1917 года Князь-Владимирский храм чудом уцелел от уничтожения. В Астрахани бытует легенда: «Когда храм был закрыт, то местные власти приняли решение о его сломе. Татары, жившие рядом с храмом, в слободе Царев, глубоко возмутились этим. Большинство из них принимало участие в строительстве храма как каменщики или в каких-либо других работах, хотя все они были мусульманами, но православный храм, построенный их руками и как их детище, и как украшение города Астрахани, не должен был быть разрушен. Татары отправляют делегацию в Москву к М.И. Калинину и у него на приёме добиваются решения о сохранении храма».

Легенда это или быль, но она несомненно имеет под собою реальную основу. Все астраханцы, независимо от своего вероисповедания и национальной принадлежности, почитали Князь-Владимирский храм общегородским, общенациональным достоянием и радовались, глядя на его торжественную красоту.. Во время мартовского восстания рабочих в 1919 году храм оказался в самом эпицентре боевых действий. В марте 1924 года Астраханский архиепископ Фаддей (Успенский) сделал храм своим собором из-за того, что как и Успенский собор в Кремле, так и большинство других главных астраханских храмов оказались во власти обновленцев.

И всё же в 1939 году он был закрыт советскими властями и долгое время использовался как склад. Под его сводами хранились пиломатериалы, зерно, мука и т. п. Во время «хрущёвских гонений» на Церковь в начале 60-х годов местные власти опять вынесли решение о сносе храма. Теперь его решили взорвать. К храму подогнали специальную технику, собрали военных «минёров», взрывников. Но верующие астраханцы возмутились этими замыслами. Одна из прежних прихожанок этого храма каким-то образом забралась на самый высокий купол и привязала себя к кресту. Взрыв на время отложили, но ненадолго.

Новую попытку взорвать храм, как и в 30-х годах, снова отбили жившие рядом татары. Они окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры. Встретив такой отпор, городские власти отступили. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании Князь-Владимирского храма под автовокзал. В связи с переоборудованием были закрашены все росписи внутри храма. Но удивительно, святые лики стали проступать сквозь краску, приводя в ужас местное партийное руководство. Тогда покрасили вновь. И опять роспись стала проступать сквозь краску. Не осознав безумия своих действий, местные руководители приказали выжечь роспись паяльными лампами, а под куполом храма на металлоконструкциях было установлено бетонное перекрытие. Завершающим этапом осквернения святыни стала установка туалетов на месте алтарей храма.. В 1967 году храм был переоборудован под автовокзал (на первой иллюстрации), в связи с чем были закрашены все образы православных святых.

РПЦ собор вернулся в 1999 году.







С использованием материалов сайта астраханской епархии

старинная астрахань, христианство, храм, астрахань, старина, #астрахань, культура, история Астрахани, #культура, мусульмане, старая астрахань, интересное, история, история астрахани

Previous post Next post
Up