Астраханский прорыв

Jun 24, 2013 14:01

В начале июня в столице Германии состоялось мероприятие под названием "Экосаммит 2013", посвящённое "зелёным" стартапам. Из российских проектов на нём, что особенно приятно, был презентован и астраханский продукт - автомобиль "E-trike" производства компании-резидента Сколково "БравоМоторс".


E-trike - это электромобиль трансформер, который предназначен для загруженных городских дорог. Он может ехать как по автостраде, так и преобразиться в меньший формат и проехать по узким улочкам, велосипедным дорожкам. Прототип автомобиля компания собрала на собственные средства. Сегодня уже готова альфа-версия машины и разрабатываются планы по созданию производства.
В отличие от большинства аналогов, астраханский концепт-кар - удобное средство передвижения. Управление джойстиком, интеллектуальная система зарядки. Кроме того, инженеры постарались учесть все возможные требования, чтобы водитель чувствовал защищенность, как от других участников движения, так и от непогоды. Планируется, что автомобиль будет стоить 8-12 000 долларов.






Идеологом создания eTrike является Константин Артемьев. Но начинался электромобиль издалека. На втором курсе обучения в Астраханском государственном техническом  университете Артемьев начал работу над антивирусным программным обеспечением. Об этом сейчас он вспоминает не для красного словца. Первый бизнес, оказавшийся вполне успешным, позволил задуматься о новых проектах.

На первом этапе идеи свелись к началу работ над интеллектуальным зарядным устройством. К тому времени уже начавшая формироваться команда  поставила себе в задачу создание «умного» зарядно-разрядного контроллера, с помощью которого удастся в несколько раз продлить фактический срок службы аккумуляторных батарей на борту утилитарного электромобиля.
Сказать, что реализованная идея себя на практике не оправдала, будет слишком жесткой формулировкой. Тем не менее, в настоящее время Константин Артемьев признает: России его разработка прижиться не могла по простой причине - отсутствие сферы применения. На западе же хватает собственных систем.

Однако работа над контроллером лишь укрепила астраханских инженеров в желании заняться созданием своего электромобиля. Конечно, полноценный легковой электрокар им было не потянуть, ни по деньгам, ни по соображениям конкуренции с западными брендами, имеющими разветвленную дилерскую сеть и несравнимо большие рекламные бюджеты. Поэтому командой разработчиков было решено занять нишу в области утилитарного транспорта и заняться конструированием гольфкаров.

Вот тут и пришлись ко двору накопления, порожденные антивирусным софтом.  Несколько месяцев титанической работы в гараже вылились осенью 2011 года в создание 8-местного электрокара способного на одной зарядке проехать 50 км и развивающего скорость до 30 км/час.  Примечательно, что когда идея не была еще реализована на практике, на местном инновационном форуме стендом «Браво Моторс» заинтересовался губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Глава региона пообещал: сделаете электромобиль - куплю. Пусть не сразу, но чиновник свое слово сдержал.





Позже линейка гольфкаров (сам Артемьев данное определение не любит, предпочитая пользоваться термином «утилитарный транспорт») была расширена, но мечта о создании электромобиля массового применения инженеров не покидала. Им хотелось спроектировать транспортное средство, которое бы одновременно решило проблемы нехватки жизненного пространства на дороге и недостатка парковочных мест. После продолжительных мозговых штурмов команда Артемьева приступила к созданию компактного, но вместе с тем «резинового» электрокара.


Пройдя через череду итераций и тестов, eTrike увидел свет в апреле 2013 года. Взглянув на него, сразу возникает ассоциация с испано-американской разработкой Hiriko Fold. Нечто подобное делали и в Toyota. Но в «Браво Моторс» подчеркивают: предшественники больше заботились о парковке, а вот поведение электрокаров на дороге их не очень занимало.

По задумке создателей, eTrike представляет собой своеобразный микромир, в котором водитель и пассажир (в машине они располагаются тандемом)  чувствовали бы себя комфортно: управление джойстиком, климат-контроль, подключение к социальной сети, где можно общаться с другими владельцами крохи. В зимнее время, безусловно, запас хода будет снижен примерно в два раза в силу необходимости использования энергии на обогрев салона. Но это единственный минус эксплуатации eTrike в период холодов.

Достоинства «гаджета на колесах» уже оценили не только восхищенными взглядами, но и премией в 900 000  рублей на StartupVillage. Но для создания массового продукта этого недостаточно. Константин Артемьев говорит о необходимости привлечения внешнего инвестора. И определенные предпосылки в данном направлении проклевываются. С известной долей осторожности разработчик рассказывает об интересе российского венчурного фонда. Но «Браво Моторс» нуждается в еще одном стратегическом инвесторе. Причем непременно западном.

Здесь все объясняется просто и, вместе с тем, грустно. Артемьев не видит перспектив для серийного производства eTrike  для России, полагая, что зеленый продукт найдет куда больше сторонников в Европе. А чтобы прорваться на этот рынок, необходимо для преодоления бюрократических препон помощь стратегического партнера. Сдерживающим фактором развития электротранспорта в России многие считают отсутствие сети зарядной инфраструктуры. На самом деле электрокар можно зарядить и от обычной розетки в 220 В. Тут дело в другом: должно кардинально поменяться отношение к данному виду транспорта, как со стороны населения, так и со стороны законотворцев. Но в обозримом будущем это едва ли случится.



То ли дело в Голландии, где на улицах из автомобилей наиболее распространены именно малогабаритные, и всё больше на электричестве, благо проблем с электрозаправками для них там уже нет - в борьбе за экологию государство поощряет этот вид транспорта.
Кстати, с сегодняшнего дня в этом государстве с официальным визитом находится делегация представителей органов власти и бизнес-сообщества Астраханской области - могли бы презентовать там и этот проект, глядишь - и нашли бы инвестора...

Ведь долго ждать в «Браво Моторс» не намерены и «ковать железо» необходимо уже сейчас. В оптимистичных планах привлечь инвесторов, оформить необходимую документацию и начать выпуск «гаджетов» не позднее середины 2014 года. Когда число проданных электрокаров перевалит за сотню, цена eTrike сможет составить порядка $10000. Более чем демократично.

использованы материалы сайта http://greenevolution.ru

стартап, netherland, астрахань, holland, #астрахань, start-up, бизнес в Астрахани, бизнес, голландия, инновации, инвестиции, авто, нидерланды, электричество, сколково

Previous post Next post
Up