Многие знают про такую юго-азиатскую страну, как Вьетнам. И она, не смотря на всю её "закрытость" и какую-то невозможную далекость от нас, имеет многие нити, связывающие её с нашим государством и конкретно с моим родным городом.
Притом, это касается не только хрестоматийной мази "Звёздочка" или знаменитых в девяностые годы прошлого века "вьетнамских рядов" на астраханском Кировском рынке. Связывает нас и культура. Во многом благодаря одному человеку - Ву Зан Тану (1946 - 2009). Сейчас выставка его картин открылась в центре фотографии и мультимедиа «Культ» (ул. Бакинская 79, 2 этаж) и будет там работать до 30 июня.
Этот человек, художник-авангардист и вьетнамец по происхождению, некоторое время жил у нас в Астрахани. Более того, его супруга, Наталья Краевская, коренная астраханка. Наталья Михайловна - кандидат филологических наук, преподает в университетах Ханоя и Москвы и является специалистом по художественной культуре Вьетнама. В качестве арт-куратора и коллекционера она представляет творчество вьетнамских художников на международной арене.
В Астраханской картинной галерее сейчас находится коллекция картин Ву Зан Тана. А в Ханое благодаря ее подвижничеству, в центре старого города, на улице Ханг Бонг в начале 1990-ых годов был создан «Салон Наташа», объединивший талантливых современных художников Ханоя, обладавших своим оригинальным почерком, независимым стилем и творческой дерзостью.
Прожив в Каспийской столице России в общей сложности четыре года, Ву Зан Тан запечатлел старую Астрахань в авангардистском преломлении, сохранив при этом тонкую цветовую гармонию и особенную пластику формы, присущую всему творчеству художника. Здесь, в Астрахани, Ву Зан Таном была создана одна из его наиболее концептуальных графических серий, использовавших советские плакаты 1980-ых годов. Ханойский художник находил свои модели на улицах нашего города, на рыночных площадях и набережных.
Начав работать художником-мультипликатором на ханойской телевизионной студии мультфильмов в 1971-1981 годах, автор в последующем стал широко известен как живописец, график и создатель трехмерных визуальных объектов. Тан стремится переосмыслить и изменить ценность уже использованных предметов - старых коробок, мебели, преобразуя их физически. Ву Зан Тан участник многих выставок современного искусства во Франции, Финляндии, Канаде, Новой Зеландии, США, Японии и Тайване, где в частных коллекциях и галереях до сих пор хранятся и экспонируются его произведения.
На выставке в Астрахани можно увидеть работы, выполненные на советских агитационных материалах (краска накладывалась слой за слоем поверх изображений на плакатах, кое-где оставляя незаполненные фрагменты): через изображение церквей и божественную символику проглядывают лозунги и портреты лидеров СССР - это две действительности, просвечивающие друг через друга. Вторая серия плакатов - это механистические картины, которые напоминают искусство 20-х годов, своего рода соединение идей конструктивизма в живописи и перенесение на плоскость идей Жана Тэнгли, кумира Ву Зан Тана в определенную эпоху.