Брежнев и Астрахань. Часть 1

Nov 11, 2012 02:44

10 ноября все вдруг поголовно вспомнили, что тридцать лет тому назад скончался один из политических долгожителей и "автор" эпохи застоя в нашей стране генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. В основном в блогах, смотрю, писали о нём в положительном ключе.. даже астраханские блогеры. Вот только ни словом не обмолвились о самой Астрахани тех десятилетий.

И напрасно! Ещё со времён Хрущёва наш регион высшие партийные бонзы облюбовали для отдыха - рыбачили здесь, охотились.. ну, и выпивали, как водится))




Для начала расскажу одну историю - политическую трагикомедию эпохи застоя под названием "старинная партийная легенда "Шедевр", которую я недавно вычитал в сети. Автор - Я. Долгих.

В 70-х, когда "нашему дорогому" дали очередную Звезду Героя, советскому народу, как было тогда принято, нужно было преподнести это событие как нечто особенное и эпохальное. Каждый регион и республика СССР из кожи вон лезли, чтобы доказать свою любовь вождю. В общепартийном плане по реализации соответствующих мероприятий предписывалось разместить портреты генсека со всеми его регалиями в публичных местах. В Астрахани же к этому подошли творчески, с размахом: в двух таких «козырных» местах забацали огромные живописные портреты размером аж 2 на 3 метра!

Один Леонид Ильич благосклонно взирал на публику со стены фойе кинотеатра «Октябрь» на втором этаже, и глаз никому не застил. Но вот второй... Его разместили в нише портала кинотеатра «Родина» прямо над входом. Ныне в бывшем кинотеатре, если кто не помнит, культурно-развлекательный комплекс «Даир». Фасад с тех пор переделали, но старшее поколение наверняка помнит, что в упомянутой нише в аккурат по бокам входа, ну просто-таки в традициях древнеегипетского храмостроительства, присутствовали две колонны дорического ордера. Вот между этих-то колонн прямо под входом руководство кинотеатра издревле приноровилось натягивать «перетягу» с названием фильма - «гвоздя» репертуара текущего сезона.



Как на грех, на ту пору таковым «гвоздем» оказалась кинокомедия с участием Г. Вицина. Ее-то название и было обозначено крупным шрифтом белого цвета на голубом ситчике «перетяги»: броско, ярко, нарядно! Со стороны совместное произведение работников партаппарата и тружеников киноиндустрии смотрелось классно. Представьте: огромный портрет вождя (фон тоже в голубой гамме), а под ним надпись: «Неисправимый лгун»... Только на «перетяге» надпись была без кавычек.
Эта уникальная композиция поражала своей цельностью, безукоризненной гармонией, единством формы и содержания. Строгая античная монументальность монолита фасада подчеркивала незыблемость, неоспоримость основной идеи произведения. Однозначность усугублялась лаконизмом приемов, использованных авторами для ее передачи.
К сожалению, шедевр просуществовал недолго - от силы часа два. Некто из проезжавших в то утро мимо партийных бонз, ошарашенный увиденным, остановил свою персональную черную «Волгу» у кинотеатра и совершил поныне леденящий кровь акт вандализма. Лучше б он отстрелял лебедей в Лебедином озере, или сжег в ту пору еще существовавший театр в Аркадии! Именно по его указанию и под его непосредственным руководством крамольная надпись была незамедлительно срезана. Именно он незамедлительно сигнализировал «наверх» об очередном пресеченном им то ли головотяпстве, то ли идеологической диверсии. И понеслось...



Области о свершившемся умолчать не удалось. В те времена кроме еженедельных докладов обкома «об очередных успехах трудящихся» в Москву из региона поступали еще 4-5 от «иных органов». Скандал был глобальным, поскольку дело дошло до ЦК, но затронул он чрезвычайно ограниченный контингент. Даже воспоследовавшие сыск и расправа осуществлены были просто ювелирно. Поиски «корней и нитей» мгновенно позволили компетентно квалифицировать деяние: никаких «происков» - лишь неистребимое наше раздолбайство.

Продолжение следует...

политика, история Астрахани, СССР, астрахань, история, брежнев

Previous post Next post
Up