Постепенно прихожу в себя. Хотя с трудом представляю, что то, что с нами случилось с 12 по 15 января действительно было реальностью. Чуть больше месяца (как одна минута) прошло с тех пор, как мы впервые побывали в Гамбурге, лишь начиная готовить выставку «Back from the USSR».
За это время мы готовили переводы на немецкий и английский языки фрагментов статей о «Битлз» из совковой прессы, я организовал разрешительную бумагу на некоммерческий показ в рамках выставки документального фильма Юрия Терещенко «Врубай Битлов» (1990, Украинская студия хроникально-документальных фильмов), который снимал хорошо мне знакомый по телекомпании ТЕТ Толя Химич, смонтировал фрагмент из «Стиляг» о производстве пластинки «на костях», написали и перевели наши «битловские» биографии, собрали другие пробитловские артефакты советской поры, такие как рукописные нотные тетради, тексты Битлз вручную по ночам набираемые на допотопных ЭВМ и т.п. Сергей вел оживленную переписку с музеем, пригласил из Ливерпуля Джо Флэнери, разослал пресс-релиз о выставке и он вышел как на Beatles.ru (через Вадима Легкоконца), так и на сайте украинского посольства в Германии.
Добирались в Гамбург мы по-разному Сергей Радченко повез на своей машине (многие экспонаты просто не долетели бы на самолете) Игоря Романовского, Колю Подрезана и его жену Наташу. Они ехали почти трое суток, я же прилетел самолетом до Любека. Ребята поселились в уже знакомом нам отеле «Rubin» на Steindamm, а я в Pension Schmidt на Holzdamm
На второй день, 12го января днем мы все приехали в «Битломанию». Моника повела нас в зал, где пока еще продолжалась подготовка нашей экспозиция и мы помогали ей, чем могли. Ленин с лозунгом «Enjoy CCCP» нас изрядно повеселил. Да и вообще все оставляло приятное впечатление. Еще не было стены статей и фото, подписей к экспонатам и наших биографий.
С Игорем мы подготовили заготовки нескольких стендов, подклеили обложки дисков, помогли переместить освещение. Заодно там проверили и запустили диск, что я подготовил дома, где песни Beatles и песни Beatles посвященные поют наши постсоветские исполнители - от Расторгуева, Градского, Кузьмина и Барыкина до киевских CD-Band или вундеркинда Олега Александрова.
Еще покрутившись на вставке (Коля с Наташей пока прошлись по музею), мы позже специально для Коли прошлись по битловским местам на Groβe Freiheit - от памятного камня на месте «Star Club» до «Bambi-Kino». И еще раз вдохнули воздух мест, где рождаются легенды.
А потом началось самое невероятное… Сергей встретил в аэропорту, прилетевшего из Англии Джо Флэнери, человека-легенду, о котором в двух строках и не расскажешь. Попробую встречи с ним сделать отдельным материалом. Пока лишь скажу, что будучи другом детства Брайяна Эпстайна и сам неплохим музыкантом, после службы в армии в середине 50х (!), он стал менеджером группы своего младшего брата Lee Curtis & the All Stars, которая позже стала одной из лучших групп Ливерпуля и Гамбурга. А ее успех показал Эпстайну, что быть менеджером успешной группы в шоу-бизнесе может быть более чем прибыльным делом, и возможно именно он (!?!) подтолкнул Брайяна (при всех остальных составляющих) к тому, чтобы стать менеджером Beatles.
Не знаю каким он был в 60х, но сегодня это немолодой, седовласый, истинно британский джентльмен, симпатичный и благообразный, спокойно и негромко говорящий, контактный и распологающий к себе. Наша встреча за обедом вылилась в вечернюю поездку в блюзовый джем-клуб (возможно так можно описать то, что мы там увидели и услышали), завтрашнее посещение и интервью на радиостанции Oldie95 и конечно же, презентацию нашей выставки «Back from the USSR». Но подробнее об этом позже.
А теперь об открытии выставки на следующий день. Мы приехали чуть раньше 15:00 (открытие предполагалось в 16:00). На входе в музей уже стояла Моника со списком приглашенных, куда она любезно дописала друзей Игоря, которые должны были специально приехать из Ростока и друга Коли Подрезана Берта Пейна, тоже колясочника, которого он не видел восемь лет. К титаничности Колиных проектов и деяний мы уже привыкли, но вот тоже увидели суперактивного человека на коляске, абсолютно не считающего себя инвалидом. Он инструктор курсов автовождения, дилер квадрациклов и техники для инвалидов, и судя по его настрою, прекрасно себя чувствует. Его Колин звонок застал совершенно случайно, он лишь несколько дней как вернулся с Канарских островов. Так что уж радости старых друзей не было конца.
В нашем зале уже все было готово. Организаторы приготовили легкие закуски и напитки (соки, вода, белое и красное вино) плюс пельмени из русского магазина. На большом экране (5Х4м) безостановочно с немецкими и английскими субтитрами крутился документальный фильм «Врубай Битлов», а на телеэкране кинофрагмент о изготовлении «пластинки на костях».
На входе в зал слева вся стена заклеена статьями о «Битлз» 60х-80х годов, тоже с переводами на немецкий и английский. Все экспонаты уже обрели свои подписи. На одном из стендов висели наши битловские биографии. Достаточно быстро весь зал заполнился людьми. Здесь были и Джо Флэнери, и Хорст Фашер (человек привезший в Гамбург Тони Шеридана и много лет управлявший «Star Club») с женой, Гюнтер Цик (один из первых фотографов «Битлз», дружит с Колей Васиным и бывал в Питере), консул украинского консульства Анатолий Ильницкий, Дара Макнамара (гитарист игравший с Тони Шериданом на том концерте, что мы видели в ноябре) и с ним барабанщик из той же группы, местные журналисты и другие приглашенные лица.
Все с интересом разглядывали наши экспонаты, мило общались, потягивая напитки. Рядом с экраном разположился местный русский диджей, который молча гонял советские мелодии, время от времени вставляя битловские каверы с моего диска.
В 16:30 Моника вывела к экрану Сергея Радченко, меня, Игоря Романовского и Колю Подрезана, сказала небольшое вступительное слово и передала слово Сергею. Сергей немного рассказал о себе и своем знакомстве с музыкой «Битлз», о выставке и нас. Потом он представил Джо Флэнери, который сказал как ему понравилась выставка и сказал, что приложит все силы, чтобы показать ее еще и в «Beatles Story» в Ливерпуле. А потом подозвал Хорста Фашера, который тоже сказал пару слов. В конце и я взял слово и на своем неидеальном немецком поблагодарил музей и всех пришедших, а потом сказал буквально следующее : «Все экспонаты здесь имеют свою историю. Фильм «Врубай Битлов», созданный в 1990г на Украине, ни разу не показывался ни по ТВ, ни в кинотеатрах. А первая песня «Битлз» «Girl», вышедшая на советской пластинке» с подписью «музыка и слова народные»?» И т.д.и т.п.
Здесь же на выставке Джо Флэнери посвятил Сергея Радченко и меня в «послы Beatles», торжественно прикрутив к нашим пиджакам значки с надписью «Beatles Story. Liverpool. Ambassador». Журналистка русскоязычной программы «Radio-multikulti» по одиночке вытаскивала в нешумные залы музея меня, Игоря и Сергея, чтобы поподробнее под запись расспросить, как мы дошли до жизни такой.
Из подсобки вытащили большие плакаты-афиши выставки и все наши стали собирать автографы у присутствующих. И это нормально, а когда даже Хорст Фашер захотел иметь такую афишу, но уже с нашими автографами, тут уж у меня вообще голова пошла кругом.
Я оказался бесценным переводчиком (это с моим-то корявым немецким!), связуя наших неговорящих с немцами. То жена Хорста пела диферамбы Игорю о «социальной энергии» его скульптур, то Берт и Коля начинали оживленно беседовать на англо-русск-немецком. А Наташа весь вечер отработала фотокором выставки. Большая часть фото здесь ее работа. Через пару часов все постепенно переместились в кафе музея, Сергей с Джо и Хорстом туда ушли несколько раньше. Когда мы с Игорем туда подошли, Сергей огорошил меня невероятной новостью: «Хорст предложил повести выставку еще и в Нью-Йорк. Спонсоров он найдет!».
Вечер закончился поездкой на двух машинах в ресторан «Kemp`s», принадлежащий Гибсону Кемпу. Еще один ливерпулец-барабанщик, который сменил Ринго Старра в группе Rory Storm & Hurricaines, после того как он перешел в Beatles. Более того, после смерти «пятого из Битлз» Стюарта Сатклифа, он несколько лет был женат на Астрид Кирхер(!), да-да, той самой. И хотя позже они разошлись, но и сейчас время от времени Астрид помогает Гибсону в его ресторане. Ресторан оформлен в ретро-британском стиле («Юнион Джек» на фасаде как непременный атрибут).
На стенах фото Рори Сторма, юного Гибсона, «Битлз» работы Астрид, рисунки Клауса Фоормана, несколько «золотых» дисков разных исполнителей (один из них был группы Les Hamphries Singers, так как нынешняя жена Гибсона была там вокалисткой), старое ф-но, на котором выставлено несколько книг и альбомов о «Битлз». Кстати, здесь, я впервые увидел альбом со всеми работами Сатклифа. Здорово! И хотя Астрид в ресторане мы не застали, а сам Гибсон был очень занят на кухне, мы неплохо там посидели. Уже перед уходом Джо все же уговорил Гибсона выйти к нам. Я взял у него автограф и мы вместе сфотографировались. Кстати, все автографы я брал в книгу Ульфа Крюгера «Beatles in Hamburg». Позже посчитал, у меня уже восемь (!!!) автографов персоналий, о которых есть статьи в этой книге. Вот какой получился невероятный день !!!