Нынче в Киевском планетарии проходит интерактивная выставка "Самураи: Art оf War". Цель выставки наглядно познакомить любопытствующих с историей, культурой и бытом японского воинского сословия - самураев. На выставку пришёл я аккурат к экскурсии. В выходной день людей было много, и первые ряды занимали дети и жаждущие, поэтому рассмотреть, о чём толкует гид можно было только постфактум. Тем не менее, экскурсовода было хорошо слышно благодаря микрофону, а шатание в задних рядах позволило, не спеша, составить визуальное знакомство с экспонатами.
С порога гостей встречает самурай-кавалерист в окружении подчинённых пехотинцев.
Полотно даёт представление о составе японской армии и боевых порядках.
Первый зал посвящён облачению суровых японских воинов. В отличии от традиционных доспехов европейских рыцарей, японские более вычурные, насыщенны символикой и деталями.
Чуть ли не самым главным элементом самурайского снаряжения был шлем. Он выполнял функции защиты, психологического воздействия на противника, определения ранга самурая. Помимо военных действий, шлем также использовался в ритуальных целях. Изготовлению шлемов уделялось больше времени и внимания нежели кирасе. Шлем комплектовался и дополнительной защитой шеи и лица. При чём маска, которая, несомненно, должна была запугивать врага, могла быть самых разнообразных видов: с разными эмоциями, растительностью на лице, отличаться цветом - светлый должен был давать сходство со страшными европейцами. Были даже маски, изображавшие лицо милой девушки, чтоб внести сумятицу и выиграть секунду, за которую можно провести успешную атаку и одолеть противника.
Боевой шлем, формой напоминающий персик, момонари-кабуто с устрашающими рогами, укомплектован усатой маской.
Шлем кавари-кабуто, выполнен в виде головного убора монаха Дао. Маска изображающая ярость покрыта специальным лаком, имитирующим ржавчину, - уруси. Этот оригинальный шлем должен был выделить владельца и показать его высокий статус, тем не менее такой комплект не утратил своих защитных свойств благодаря крепкой каске дзунари.
Каска этого шлема состоит из 64 пластин, идёт в комплекте с железной княжеской маской мэмпо, которая зовётся "Полнолунием на Фудзи". Эта маска выполнена в виде спокойного выражения лица человека благородного происхождения. Не боевой комплект, употреблялся полководцем при смотре войск.
В мирное время самурай занимался не менее благородным делом - тушил пожар. Угроза пожара была велика в тогдашних японских селениях, так как строения были выполнены из тростника и бумаги. Этот головной убор самурая-пожарного сделан в виде клобука монаха. Но настолько дорогой и качественно выполненный шлем мог принадлежать не рядовому самураю, а богатому князю, который руководил пожаротушением. Матерчатые поля в виде капюшона защищали лицо от огня.
А теперь заглянем к Токугаве Иэясу - сёгуну 17 века. Его шатёр окружён тканевым пологом - дзинмаку, который отделяет личные покои даймё от остальной армии. Важным средством управления войсками были звуковые сигналы, поэтому у каждого уважающего себя полководца имелись медные гонги и трубы хорагаи, сделанные из больших морских раковин.
Ну, и какой же военачальник сможет планировать передвижение войск без карты.
Как и предыдущие экспонаты, это - реплика доспехов Токугавы Иэясу. Дракон на шлеме - символ власти над миром.
А это подлинная кираса воина клана Токугава. На передней пластине кирасы - изображение Соки (дух доктора, который поклялся защищать от любых недоброжелателей и злых демонов правителей Японии), оседлавшего льва сиси, что определяет владельца этих доспехов, как одного из предводителей клана. На задней пластине - изображение карпа Кои, выпрыгивающего из воды. Это иллюстрация к легенде о том, как Кои хотел стать драконом и взлететь. Любопытным элементом кирасы является маленькая дверца. Такое приспособление встречается довольно редко, и его точное назначение пока не установлено.
В следующем зале расположены стенды с клинковым оружием. Клинки отдельно от ножен.
Вакидзаси.
Катана.
Есть также с разным способом закалки и заточки лезвия. Вот с такими волнами.
И с драконом.
Богатые образцы ножен.
По соседству инсталляция посвящена сэппуку - дикому для европейца ритуальному самоубийству. Много интересных правил и традиций связаны с этим ритуалом. Интересующиеся подробностями смогут найти информацию в сети.
Ритуальные мечи и одежда самоубийцы и его помощника.
Тело самурая, совершившего сэппуку должно упасть прямехонько в такие доспехи.
Но не будем о грустном, идём дальше в зал Сорока семи ронинов. Ронин - самурай без хозяина. Так вот в Японии есть предание, что 47 самураев, лишившиеся в схватке хозяина и ставшие ронинами, мстят клану своих обидчиков. Такое благородное дело сделало ронинов популярными среди народа, и за это сёгун приговорил их к смерти. Но учитывая их доблести, ронинам было разрешено сделать сэппуку, ритуал незамедлительно был исполнен. Все 47, умертвивших себя, ронинов были похоронены рядом.
Культурная часть выставки представлена повседневным и праздничным одеяниям японцев и изобразительному искусству.
Женское кимоно. Для дома.
Свадебный наряд японок.
Театральное кимоно и атрибуты актёра.
Статуэтка.
Холсты с картинами.
За святилищем богини Аматерасу экспонируются два японских мундира относящихся к рубежу 19-20 веков. Император Мэйдзи открыл Японию для посещения европейцами. А сам потихоньку стал внедрять европейскую моду. Облачения людей высших слоёв так же приобрело европейский стиль.
Роскошный, украшенный золотом костюм придворного чина.
Мундир адмирала флота.
Также были назначены новые награды и ордена.
После экскурсии поступило предложение поучаствовать в чаепитии. Полноценной чайной церемонии не было по причине переизбытка народа и недостатка времени. Матча - это традиционный японский напиток из перемолотых в пыль листьев взращённого в тени чая. Чай заваривается горячей водой и взбивается специальным бамбуковым венчиком.
Я был в качестве импровизированного "гостя", поэтому вкушал чай матча из традиционной посудины.
Чаепитие плавно перетекло в питие другого традиционного японского напитка - саке.