Это было чертовски ловкое дело!

Feb 21, 2013 12:36



Первая мировая война застала подполковника Пауля Эмиля фон Леттов-Форбека далеко от дома. Весной 1914г. его назначили командующим колониальными войсками в Германской Восточной Африке (территория современных африканских стран - Танзании, Руанды и Бурунди). В то время германская колония граничила с колониями Бельгии, Португалии и Великобритании - Конго, Мозамбиком, Кенией и Северной Родезией соответственно. К тому времени фон Форбек-Леттов был опытным командующим, который в свои 44 года успел побывать в разных уголках планеты и пообщаться с аборигенами. В Китае он участвовал в подавлении восстания боксёров; в Германской Юго-Западной Африке (нынешняя Намибия) подавлял восстание племени гереро; командовал германскими войсками в Камеруне. С началом мировой войны у подполковника появились более цивилизованные враги, которые, к тому же, численно намного превосходили имеющиеся у фон Леттов-Форбека войска. Не стоит так же забывать и о разнице в снабжении германского контингента (единственный(!!!) пароход с обмундированием и оружием) и войск Антанты, постоянно поддерживаемых метрополией. С таким раскладом фон Леттов-Форбек максимум мог надеяться на то, что сражениями он свяжет некую часть вражеских войск и тем самым поможет своим соотечественникам в Европе. Для этого германский военачальник выбирает один из самых важных объектов - железную дорогу: Северную и Угандскую. Собрав немногочисленные войска, подполковник сразу переходит к активным действиям.


15 сентября 1914г. германское колониальное войско переходит границу британской Кении и занимает город Тавету. Через пару месяцев британцы планируют высадить десант у Тангвы. Германский приём "гостей" стал первой масштабной битвой на этом театре военных действий ПМВ. Битва у Танги шла несколько дней первой недели ноября 1914г. Кайзеровская машина разбила колониальные части британцев.


Благодаря рейдам и мелким стычкам кампания постепенно превращается в партизанскую войну. Разделив свои военные силы, фон Леттов-Форбек действует в разных районах. Погромы британских лагерей снабжают лучше, чем родная Германия. Захваченным оружием подполковник вооружает всё больше добровольцев из местного населения - аскари.


Английские, а потом и португальские, боеприпасы широко используются германской армией в Восточной Африке. В середине кампании уже всё войско было оснащено современными английскими ружьями, а устаревшие германские использовались только для обучения рекрутов. Артиллерийский парк пополняется орудиями снятыми с германских боевых пароходов, а так же захваченными у неприятеля в ходе боёв. Но, из-за быстрого перемещения, зачастую армия фон Леттов-Форбека оставляет орудия на переходах, предварительно выводя их из строя.


Несмотря на тяжёлые условия ведения войны в Восточной Африке (тяжелопереносимый европейцами климат, болезни, недостаток продовольствия и припасов), действия германских солдат были весьма успешны. Достигалось это грамотным управлением, высокой мобильностью, верностью долга и предприимчивостью. На последнее хотелось бы обратить особое внимание. В кайзеровской восточноафриканской армии царил голод. Даже пленных британцев и португальцев отпускали под честное слово, потому что их нечем было кормить. Поэтому в пищу шло всё: хлеб делали из низкокачественной муки местных злаковых и кукурузы, топили жир с гиппопотамов и слонов, употребляли всевозможные фрукты и даже тростник, из хинной коры делали "леттовскую водку". Нижеприведённые цитаты из мемуаров фон Леттов-Форбека наглядно продемонстрируют ловкость и предприимчивость германских вояк.

"... патруль, через несколько дней после своего выступления из Кидеренгвы, попал в безводный район как раз во время страшной жары. Отдельные люди потеряли друг друга в густом кустарнике. Чтобы привлечь к себе внимание, они начали стрелять и вынуждены были сдаться англичанам. Только стойкий начальник патруля ушел в туземную деревню, где население с виду встретило его дружелюбно и предложило ему яиц; когда же он нагнулся над последними, черные напали на него и передали английскому патрулю из африканцев, скрывавшемуся поблизости. Аскари, который на муле должен был сопровождать немца далее, обращался с ним довольно высокомерно. В пути немец, во время разговора, отвлек внимание аскари, указав ему на ошибку в седловке, и ему удалось получить мула в свои руки. Перед тем, как ускакать, немец вырвал винтовку у аскари и застрелил его."

"Один из этих патрулей установил у горы Эрок, что противник всегда в определенное время гонит своих верховых лошадей на водопой. Быстро собрались десять наших кавалеристов и, после двухдневного путешествия верхом через степь, они залегли близ неприятеля. 6 человек вернулись назад с лошадьми, остальные четверо произвели разведку. Затем каждый взял по седлу и прокрался - всего в нескольких шагах от неприятельских постов - к расположенному за лагерем водопою. Английский солдат гнал табун, как вдруг из кустов вышли два наших разведчика-кавалериста с ружьями наперевес и крикнули: "Hands up!" (Руки вверх!). От изумления у него изо рта выпал свисток. Тотчас же к пленному обратились с вопросом: "где находятся недостающие лошади?" Дело в том, что наш добросовестный патрульный заметил в табуне только 57 голов, в то время как накануне он насчитал больше 80 лошадей. Оказалось, что недостающие были отправлены в тыл. Тогда быстро оседлали вожака табуна и несколько других лошадей, на которых вскочили наши патрульные, и табун понесся карьером кругом неприятельского лагеря по направлению к немецким постам.
В пленном англичанине, который вынужден был вместе с остальными проделать это путешествие, сидя без всяких удобств прямо на скользкой спине лошади, проснулся спортивный дух его народа. Полный юмора, он воскликнул: "Я, право, хотел бы увидеть, какое лицо теперь у моего капитана", и, когда животные счастливо прибыли в немецкий лагерь, он сказал: "это было чертовски ловкое дело"."

Экспрессивные слова англичанина как нельзя лучше характеризуют всю восточноафриканскую кампанию Германии. Несмотря на лишения и тяжёлые условия, кайзеровские войска одерживали победу за победой, тем самым провоцируя Антанту увеличивать контингент в этой области. Действия небольшой армии фон Леттов-Форбека были настолько непредсказуемы, что походили на некую авантюру, которая, тем не менее, приносила результат. И, хотя исход событий был решён в Западной Европе, не стоит забывать полководческого таланта германского военачальника.


Пауль Эмиль фон Леттов-Форбек "Мои воспоминания о Восточной Африке"
Paul Emil von Lettow-Vorbeck "Meine Erinnerungen aus Ostafrika"

фон Леттов-Форбек, война, ПМВ, цитаты, Первая мировая война, history, книги, история

Previous post Next post
Up