Современная яхта - это результат эволюции парусных судов. В эпоху электричества и ДВС потребность в движущей силе ветра, а значит и в парусах, отпала. Но энтузиасты и любители свободы до сих пор предпочитают ходить под парусами. И хотя большинство предпочитает современные и универсальные яхты, сохранились еще парусные суда давно забытых эпох. Про мастодонтов типа "Крузенштерна" и прочих многопалубных кораблях мы поговорим как-то в другой раз. А сегодня посмотрим, какие парусники еще до сих пор используются, в чем их колорит, и узнаем, что может быть круче яхты.
Фелюга.
Фелюга, или фелука, - это небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Обычно фелука могла перевозить около десяти пассажиров и обслуживалась командой в два-три человека. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря. Даже греческие пираты предпочитали фелюги за быстроходность и маневренность.
Сейчас эти парусники пользуются популярностью в качестве круизных суден по Нилу. Конечно, можно для этих целей использовать и современный корабль или яхту, но мы скорее потратили бы деньги на путешествие по великой египетской артерии на традиционной фелюге. Только оставьте мысли о романтическом приключении - вместе с командой здесь придется спать на матрасах на палубе. Пищу готовят также на палубе, а ванной комнатой будет один из берегов реки. Хотя не в этом ли романтика морского приключения? Ведь наградой станет незабываемое путешествие и возможность понаблюдать за жизнью на Ниле.
Круизы начинаются в Асуане и Луксоре и обычно длятся два-три дня.
Джонка.
Традиционное китайское и японское парусное судно для плавания по рекам и вблизи морского побережья. Отличительные черты джонки - паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырёхугольника, а также приподнятые нос и корма. Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи. Массивный руль заменяет киль. Число мачт достигает пяти.
Укутанные туманом скалы возвышаются над водой подобно мистическим монстрам - вьетнамская бухта Халонг словно сошла с пиратской карты сокровищ. Разнообразие активностей в этом известном месте впечатляет: сноркелинг, дайвинг, каякинг, кейвинг, отдых на пляжах Бай Чай и острове Кат Ба. Самый лучший способ все увидеть и успеть - это путешествие на лодке. А когда это еще и традиционная джонка - погружение в местную атмосферу обеспечено.
Круизы на джонках давно превратились в большой бизнес. Можно выбрать уровень комфорта в соответствии с желаниями и финансами: от роскошной супер-джонки со всевозможными удобствами до мини-джонки всего на одну каюту.
Шхуна
Это тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Шхуна очень хорошо ходит при боковом ветре и под острым углом к ветру, у неё намного меньше снастей в бегучем такелаже, чем у судна с прямым парусным вооружением, проще устройство оснастки, что позволяет существенно уменьшить команду. Все работы с парусами производились с палубы, в то время, как на судне с прямыми парусами для их подъёма и спуска большому числу людей необходимо взбираться на мачты.
Шхуны, словно сошедшие со страниц произведений Стивенсона и Сабатини, нынче обитают на Сейшелах. Крошечная флотилия старомодных шхун ходит между островами Маэ, Праслен, Ла-Диг, переправляя грузы и отважных путешественников. Если вы не против оказаться на палубе, заставленной коробками, можете отправляться по следам пиратов и торговцев специями и попасть в водоворот незабываемых приключений.
Каик
А вот Греция может похвастаться традиционной рыбацкой лодкой - каиком. И ничего, что и слово, и сама лодка - это турецкое наследие. Да, именно турки оснащали лодку длительного использования палаткой - дешево и сердито. Сейчас каики - это визитная карточка Гречеких осторовов. Выйти в море с рыбаками на каике - то еще приключение. Но азарт рыбалки и трофеи будут отличной наградой рискнувшему!
Дау.
Дау - общее название разных арабских судов (багала, бателла, самбук, зарук и т. д.) с латинским парусным вооружением. Эти лёгкие, но прочные суда производят из тикового дерева, растущего в Индии, по выверенным веками технологиям.
Раньше одномачтовое каботажное судно использовалось для перевозки специй и рабов. А сегодня изящные суда, бороздящие воды Занзибара перевозят искателей романтики в духе сказок 1001 ночи. Занзибарские дау строят согласно древним канонам в деревне Нунгви. При этом некоторые суда оснащены всем необходимым, чтобы современный человек смог с комфортом провести неделю в море в компании черепах и дельфинов. Самые смелые могут самостоятельно договориться с рыбаками о найме традиционного дау.
Проа
Специфический тип многокорпусного парусного судна у народов на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Проа характерны в первую очередь для Малайского архипелага и островов Южного Тихого океана.
Представляет собой чрезвычайно узкое длинное судно, имеющее на одном из бортов балансир в виде бревна. Балансир связан с корпусом двумя деревянными балками. Балансир находится всегда на наветренном борту. Управляется проа рулевым веслом, которое при повороте переносят на нос, и, таким образом, нос становится кормой, а корма - носом. Парус имеет форму низкого треугольника, трапеции или прямоугольника.
Если путешествие от одного острова к другому - ваша мечта, вы найдете свой рай на Филиппинах (7107 островов), где непроходимые джунгли соседствуют с коралловыми рифами, затонувшими кораблями и экзотическими племенами. Может, свезет и еще несколько островов откроете! Однако, если под морскими путешествием вы понимаете отдых в порту в блейзере с пуговицами в виде якорей и бокалом вина - это приключение не для вас: здесь можно соприкоснуться с опасными рифами, тайфунами и современными пиратами, или стать праздничным обедом племени каннибалов.
Зафрахтовать яхту или парав можно в Пуэрто-Галере или Боркае.
Каноэ с аутригером.
Тип небольших парусных судов, используемых по сей день на островах Фиджи и Тонга, способных совершать большие океанские плавания. Длина судна различна, и может составлять от 6 до 30 метров. Крупнейшие из них вмещают до 50 человек. Лодка эти длинные, узкие, одинаковые спереди и сзади. Передняя и задняя часть судна закрыты. Число «аутригер-балок» от двух до шести. От наветренной стороны каноэ на ширину аутригер находятся платформы, на подветренной стороне положена палуба. От носа и кормы к углам палубы на подветренной стороне поставлены брусья. К наветренной стороне с помощью шести связанных с ним длинных шестов подвешивается еще одно небольшое судно в качестве балансира. Вплотную к наветренной стороне располагается высокая мачта с треугольным парусом. Дополнительно мачта поддерживается деревянной балкой. Управляется судно с помощью рулевого весла. Над средней половиной часто имеется надстройка. Все составные части соединяются тросами из растительных волокон. Чтобы сохранять равновесие, аутригеры направляются против ветра - каноэ поднимается к ветру и идёт галсами.
Французская Полинезия, бесспорно, столица мореплавания на юге Тихого океана. Здесь можно зафрахтовать лодку со шкипером или без и отправиться в плавание по островам Содружества, сходя на берег позагорать на пляжах или пополнить запасы рома и ананасового сока. Чтоб перейти на следующий приключенческий уровень, лучше взять традиционное полинезийское каноэ с аутригерами.
Гюлет.
Сделанные традиционно вручную мастерами, привлекательные деревянные гюлеты (дословно -"двигатель моряков ") являются комфортабельными судами и идеальны для чартерного фрахта.
Двухмачтовое парусное судно традиционного дизайна с юго-западного берега Турции. Существует огромное разнообразие гюлет: от маленьких 15-метровых (50-футовых) судов с необходимым оборудованием до больших роскошных 33-метровых (108-футовых) судов. На гюлете может быть от 3 до 12 двухместных кают (для количества людей от 6 до 24), но наиболее распространены 5- и 6-каютные судна, рассчитанные на 10 и 12 пассажиров соответственно. Экипаж, состоящий из 2-3 человек, спит, как правило, в помещении на носу судна. А в свободное от сна время обслуживает прихотливых туристов. Роскошная морская прогулка на гюлете вдоль турецкого побережья даст почувствовать себя падишахом.
ОП