Без этого просто нельзя представить Барселону! Несмотря на то, что сейчас большую ценность в тревэл-отчётах имеют фотографии уличной жизни и каких-то диковинок, а не основных достопримечательностей той или иной местности, пройти мимо архитектурных шедевров каталонского модерна мы просто не могли.
Неподкованный турист, впервые увидевший храм Святого Семейства или дом Бальо, может подумать, что модернизм - это уникальное явление присуще только Каталонии. Однако это совсем не так. В конце 19 - начале 20 вв. в европейской архитектурной моде популярность приобрёл модерн: Art Nouveau (“Новое искусство”) в Англии и Франции, Lo Stile Liberty («Свободный стиль») в Италии, Jugendstil (“Молодежный стиль”) в Германии и, более привычный украинцу, австрийский Sezession (“Стиль отделения”). Ключевым объединяющим элементом всех вариаций нового стиля были чувственные изгибы вместо углов, подразумевающие движение, легкость, живость. При этом модерн не был абсолютно новым стилем, а являлся скорее вариацией стилей прошлого, их фривольной трактовкой и их искусным и увлекательным смешением.
Буквально в первой декаде 20в. было возведено большинство самых любопытных экземпляров модернизма в Барселоне. Произошло это благодаря экономическому скачку города, притоку капиталов и потребности в расширении границ. Новый район Эщампле застраивался на деньги новоиспечённых магнатов. Один к одному выстраивались ровные кварталы, в которых кое-где проблескивали бриллианты каталонского модерна.
В этом посте я приведу примеры самых известных и интересных барселонских сооружений от мэтров модернизма - Гауди и Пуч-и-Кадафалька, потому что перечислить все, а это около 2000, будет непросто. Шедевры этих архитекторов кардинально отличаются в стилистике и несут на себе характерный почерк автора. Оцените!
Антонио Гауди -, несомненно, это первое имя, с которым ассоциируют Барселону. Он автор многочисленных построек в Барне и за её пределами. Его произведения отличаются плавными линиями и отсутствием углов, любопытными деталями и уникальной конструкцией безопорных перекрытий. Вдохновение Гауди черпал в природе, доказательством чего являются его творения.
Самая посещаемая достопримечательность Испании - это храм Святого Семейства. Около 2,8 млн человек ежегодно заходят в самое известное творение Гауди, а тех, кто просто любуется визиткой Барселоны, вообще тяжело пересчитать. Очередь у входа, действительно, внушительная, поэтому, если точно решили туда зайти - покупайте билеты заранее.
Грандиозная задумка гениального архитектора воплощается и сегодня, спустя практически 90 лет со дня его смерти, и сколько будет продолжаться строительство тяжело предугадать. Пышные формы готовых частей церкви, напоминающих то ли торт "Муравейник", то ли замок из песка, контрастируют с железобетонными гладкими остовами, пока лишёнными богатой выразительной лепнины. Главные фасады "Рождество" и "Страсти Господни" полны деталей, сюжетных скульптур, которые в совокупности с общим оформлением экстерьера никого не оставят равнодушным. А необычные башни, напоминающие скорее деревья-великаны, нежели привычные нам шпили католических храмов, подтверждают, что архитектора-модерниста вдохновляла природа. На вопрос, почему много внимания уделяется оформлению башен, которые тяжело рассмотреть на таком расстоянии, Гауди отвечал: "Их увидят ангелы".
Фантасмагорический дом Бальо (1906г.) завораживает своими формами: стены, усеяны разноцветными осколками керамики, переливаются, как чешуя дракона; пустыми глазницами смотрят балконы-черепа, а башенка-дымоход будто позаимствована из какой-то сказки. Это самый причудливый дом в "квартале раздора", где находятся 3 дома - лучшие образчики каталонского модерна от гениев этого стиля. Зайти в дом Бальо - это всё-равно что попасть в мультфильм - такие ошеломительные здесь интерьеры, но количество туристов и цена быстро вернут вас к реальности.
Дом Мила (1910г.) получил прозвище Педрера, что означает "каменоломня", благодаря своему волнообразному каменному фасаду. Проектируя здание, Гауди хотел превзойти любое другое строение на Эщампле. В неровной серой скорлупе он заточил множество новшеств и оригинальных решений - первая автостоянка внутри дома, параболические арки. Апартаменты и офисы были оформлены всё в том же сказочном стиле Гауди, собственно, как и мансарда и крыша с дымоходами-рыцарями и другими причудливыми фигурами. Сюда даже можно попасть на экскурсию, но удовольствие это не бесплатное, да и весьма популярно среди азиатских туристов.
Парк Гуэля был разбит в 1900г. и задумывался, как небольшой городок с домами для богачей, который был бы окружён ландшафтным парком. К этому проекту был привлечён Гауди. Тут-то он и воплотил весь полёт своей фантазии - здесь рукотворное кажется даже более естественным, нежели сама природа. И хотя проект оказался экономически невыгодным, великий архитектор успел создать лестницу с мозаичной саламандрой, площадь со скамьями, на которых действительно удобно сидеть, две башенки у въездных ворот, больше похожие на пряничные домики. Сказочный жилмассив превратился в городской парк и стал объектом Всемирного наследия. Одно удовольствие блуждать по многочисленным тропинкам между кактусами, взойти на пик для обозрения шикарной панорамы или укрыться в тени "птичьих гнёзд". Наслаждаться природой здесь можно бесплатно, а вот за вход в архитектурную часть парка придётся заплатить.
Жозеп Пуч-и-Кадафальк - ещё один гениальный архитектор, приложивший свою руку к становлению Барселоны, как города-музея архитектуры. Спроектированные им дома выделяются среди типичной барселонской застройки нордическими мотивами. Его рецепт: смешать средневековую готику и нормандский стиль, залить получившееся в пышную и торжественную каталонскую форму, украсить богатой лепниной, добавить восточную изюминку и иногда накрыть получившееся башенкой.
Дом Амалье (1900г.) своими деталями поглощает всё внимание. Хотя, и является соседом дома Бальо по "кварталу раздора". Фасад со ступенчатой крышей в голландском стиле - это только первое необычное, что бросается в глаза, а кованные балконы, мозаику и лепнину можно рассматривать оооочень долго. Внутрь можно зайти бесплатно, чтоб укрыться от палящего солнца. Но чтоб попасть куда-то кроме холла, придётся оплатить экскурсию, в которую входит посещение кухни-кондитерской с дегустацией шоколада, ведь хозяином дома был известный шоколадный магнат Антонио Амалье.
Дворец барона Квадраса (1906г.) Фасад дома с элементами готики и характерными барельефами несколько напоминает дом Амалье. Но самое любопытное - внутри! Дворец открыт для посещений, но во время занятий доступен лишь первый его этаж, и здесь есть чем полюбоваться. Внутреннее эклектичное оформление пестрит восточными нотками, плавные линии и игра света, как будто переносят на знойные улочки Марракеша или в ханский дворец. Такой вот азиатский орешек в готической скорлупе.
Дом Макайя (1901г.) похож на предыдущие творения Пуч-и-Кадафалка - тот же почерк, та же псевдоготика. Сюда можно заглянуть на выставку, организованную национальным банком La Caixa, и заодно полюбоваться внутренним двориком.
Одно из, действительно, странных зданий - дом Серра (1903г.). Плиточная крыша, богато декорированные окна и всё это под ведьминой шляпой - башенкой центрального фасада. В неоготическую фантазию попасть непросто, теперь это правительственное здание - вход только для депутатов!
Нарушая ровные кварталы Эщампле, особняком стоит дом Террадес (1905г.). Четыре башенки венчают его, благодаря им и аскетичному фасаду дом напоминает средневековый замок, и взять его можно только штурмом, так как просто так сюда не пустят - нынешний владелец не позволит.
Прогулка по этим достопримечательностям займёт не более 4 часов с посещением каждого из них и остановками в кафешках на стаканчик прохладной сангрии. Советую потратить этот небольшой отрезок времени, чтоб познакомиться с прекрасной и уникальной архитектурой. И ещё: если Вы всё же решите зайти в каждый доступный за деньги модернистский дом, приобретите общий билет - так будет дешевле, и не придётся стоять в очереди в кассу.
ОП
Больше на
http://enroute.com.ua/