И снова из-за стен салоникских многоквартирных домов выглядывает старое сооружение из красного кирпича. Очертаниями здание напоминает христианский храм, а пристроенный рядом минарет намекает на неспокойную и насыщенную историю этого места.
А начинается история любопытного сооружения в Древнем Риме.
Римский император Галерий, правящий в 293 - 311 годах, был наместником на Балканах. Стоит отметить, что весьма воинственным был Галерий. Защищал свою провинцию, ходил походом на персов и сарматов. А в Фессалониках Галерий обосновался и вил гнёздышко. В путеводителях часто попадается информация о гробнице Галерия, поэтому и в название я вынес этот вариант. На самом деле первоначального назначения этого здания точно определить так и не удалось. Если это склеп римского императора, то он так и не был использован. Если это часть дворцового комплекса, то как-то маловата она для хором императора. Есть ещё версия, что здесь находился языческий храм, что вплоне возможно. Закладку фундамента относят к 306 г. Не прошло и сто лет, как власть переменилась и регион стал византийским. Император Феодосий I Великий практично обошёлся с римским наследием - перестроил сооружение в христианский храм. В первоначальный план были внесены изменения и, которые нашли воплощение в архитектуре новоявленного храма. Был добавлен купол, апсида, зодчие украсили храм согласно византийским традициям. Опять-таки однозначно ответить чему и кому был посвящён храм не представляется возможным.
В конце 16в. турки захватывают Салоники. Известный христианский храм подвергся участи большинства своих сородичей - его перестраивают в мечеть. По известной схеме турки меняют облик храма и пристраивают минарет. Отныне здание занимает мечеть Сулеймана Хортаджи Эффенди.
Иконы и алтарь древнего христианского храма переносят в соседнюю церквушку Св.Георгия. После возврата Салоник грекам в 1912г. мечеть упраздняют и сооружение именуют Ротондой Св.Георгия.
В ходе археологических раскопок или просто благодаря домыслам учёных есть версия о существовании в едином комплексе Ротонды Св.Георгия, она же гробница Галерия, и арки Галерия.
Мысленно переходим по соединяющей галерее к триумфальной арке императора Галерия.
Арка была построена в конце двухсотых в знак победы в 298г. Галерия над Сасанидским царством и захватом его столицы Ктесифона. Триумфальная арка состояла из трёх арочных конструкций, колонны центральной арки несут на себе барельефы, четыре яруса которых повествуют о героическом походе Галерия. Очень интересная история.
На самом нижнем ярусе на обеих колоннах в основном изображения добычи, к тому же самый доступный для человеческих рук ярус изрядно затёрся за 1700 лет. Поэтому на фотографиях он упущен.
На одной из сторон южной колонны изображено жертвоприношение (нижний ярус). В центре барельефа по бокам от алтаря стоят Галерий и Диоклетиан, вельможы приносят благодарственную жертву в честь победы. Их окружение - аллегорические изображения Мира, Вселенной, Процветания и Согласия в виде женщин. В сторонке стоят Зевс и Геракл.
Чуть выше (второй ярус) изображено персидское посольство - пять коленопреклонных персов чётко различимы в центре композиции. В окружении ратников стоит триумфатор Галерий. После поражения персидский правитель Нарсес I отправил к Галерию посольство, которое как раз изображено на этом барельефе. Кстати, за персами стоят амазонки, но их не так выразительно видно, потому что они в плащах.
Скульпутры верхнего яруса тяжелей различить, но известно, что этот барельеф изображает возложение лаврового венка богиней победы Никой на голову Галерия.
А вот ещё фрагмент южной колонны. Внизу изображены тетрархи-победители. Ярусом выше - битва всадников. Это триумфальное изображение победы. На третьем ярусе едва различимы башенки крепости. Этот барельеф повествует о посещении Галерием армянского города Ериза (современный Эрзинджан).
Ещё мне удалось запечатлеть фрагмент с северной колонны. На нижнем ярусе изображено вступление правителя, однако барельеф затёрт и трудночитаем. А вот выше можно разглядеть, как римляне выводят ассирийских заложников, приклоняя их перед Галерием, за ними - верблюды гружёные добычей. С верхнего яруса наиболее обращают на себя внимание грозные всадники. Здесь изображена битва на земле курдов. Во главе дакской кавалерии Галерий на коне копьём поражает противника. Остальные детали плохопросматриваемы.
Вот такая непростая история у одного из римских памятников Салоник. Удивляет, что, спустя 1700 лет, осталась возможность воочию увидеть и узнать о событиях событиях давно минувших дней.
Добавляйтесь: