Я давно собиралась написать пост на тему. Каждый раз, когда видела\слышала еще один пример, убеждающий меня в моем мнении. Но все откладывала. А тут в обсуждении прошлого поста опять эта тема всплыла. А если уж я отвечаю на коммент, то уж можно написать все что я об этом думаю.
Будет длинно.
Коммент, который вызвал написание этого поста:
В одном некрупном городе проводят спортивные соревнования среди школьников. А пьедестала почета нет. Нет победителей = нет проигравших (чтобы не расстраивались).
Не слышала о таком, но не могу сказать, что против.
Зависит очень от многих параметров.
Если это в средней или старшей школе и сделано именно как соревнование между школами, где выбирают лучших представлять свою школу, то это странно.
А если это такой день спорта, когда должны участвовать все ученики, особенно, если это в младшей школе, то зачем пьедестал? Кто-то из низ побежит лучше или хуже, потому что впереди медаль? Нет. Они побегут на чистом энтузиазме и адреналине. Скорее, наоборот, тот полненький и неуклюжий ребенок, который и так ненавидит спорт и знает, что ничего не выиграет, вполне возможно не будет даже стараться.
У меня старший спортивный и резвый ребенок, но он не любит соревнования. Вот только скажи слово "соревнование" и он уходит в полный отказ. Включая, если это соревнование против двухлетки, кто быстрее соберет игрушки. Проигрывать он не боится, проверенно неоднократно в настолках, но соревнований боится. Разговариваем, проговариваем, объясняем, но безтолку. Сейчас он был в лагере, там переодически были всякие соревнования в основном командные типа эстафет. На всех фото, что присылали вожатые, он сидел в стороне и не участвовал. А вдруг в один из дней присылают видео, где он участвует, бежит, старается, все за него болеют. Вечером я ему сказала как здорово, что он наконец-то участвовал в соревновании. Он долго не мог понять о чем я, а когда понял, сказал "но это не было соревнованием". Тоже самое, но не произнесли заветное слово и уже другое отношение.
А отношение влияет на будущее. Вряд ли он будет выдающимся спортсменом, но мне бы хотелось, чтобы спорт был постоянной частью его жизни. Но это нереально сложно! Он тренируется в кружке баскетбола. Сейчас все замечательно, но максимум через два года, это перестанет быть кружком для всех желающих. Это будут тренировки баскетбольной команды. С отбором, с соревнованиями. Даже если он пройдет отбор и захочет ездить на соревнования, то я не уверена, что готова каждую вторую субботу везти его на эти соревнования. И с футболом тоже самое. И с почти любым другим известным мне спортивным кружком. Почему 10 летний ребенок не может просто так заниматься спортом на кружке раз-два в неделю, а обязательно надо участвовать в соревнованиях. Кому хорошо от того, что куча детей остается за бортом и проводят все время за экранами?
Что плохого в том, что дети, которые не собираются становится чемпионами не получат втык, что они недостаточно хороши\спортивны\быстры? А просто получат удовольствие от спортивного мероприятия.
История 1
Я была вожатой в американском лагере после армии. Еврейские лагеря очень любят приглашать вожатых из Израиля. Для нас это тоже была не работа (плюс за нее не было зарплаты в принципе), а приключение. В лагерях очень любят соревнования. Было несколько однодневных, а в конце заезда трехдневные Color Wars. Поделили весь лагерь (включая вожатых) на три цвета, и в течении трех дней проводят самые разные соревнования от придумать эмблему и гимн, где участвуют все возраста, до спортивных, с которых, конечно, соревнуются дети одного возраста. И вот мы с еще одной девочкой израильтянкой, как вожатые, столкнулись с дилеммой, что делать на соревнованиях по баскетболу. Давать попробовать всем девочкам группы поиграть? Или выбрать только самых спортивных и пусть сражаются насмерть? Мы выбрали дать попробовать всем, кто хотел участвовать. Наша группа проиграла этот раунд, но я, честно говоря, не расстроилась. Зато все 12летние девочки попробовали себя в деле. А не так что раз за разом пол группы играет, а пол группы только наблюдает.
История 2
На всех любительских забегах, марафонах и других дистанциях, все, кто пересек финишную линию получают медаль. Да, там есть подиум и первые места получают еще дополнительные призы, часто денежные. Но почти 100 тысяч бегунов годами тренируются, чтобы учавствовать в НьюЙорском марафоне, зная, что они не окажутся на подиуме. И это совсем не уменьшает их мотивации.
ЗЫ: Кстати, есть забеги, на которых медаль выдают в стартовом наборе. Том, что получаешь за несколько дней до начала забега с футболкой, номером и иногда медалью. Никогда не слышала, чтобы бегун старался меньше, если у него уже есть медаль.
История 3
Я слежу в инстаграмме за одной российской мамой. Начинала следить, потому что они делали с ребенком много интересных поделок. Я надеялась, что буду тоже что-то повторять. Но не получилось. Сейчас поделок меньше, но следить довольно интересно, потому что ее сын как раз тоже закончил первый класс. То есть он на год старше Надава.
Мальчик очень музыкальный. Помню как в начале года она выбирала ему музыкальную школу, даже меняла, если не ошибаюсь, потому что в первой не срослось с учителем. Потом показывала в сторис как каждый день перед школой ребенок встает сам, бежит к инструменту, тренируется, и его с трудом можно было оторвать от музыки и отправить в школу. Ребенок играет и играет, выучивает длиннющие произведения, мама беспокоится, что раз за разом ребенок получает замечание "распрямить пальцы" (или еще что-то в этом роде) и вот в конце года настало время заключительного концерта. Я в музыке совсем не разбираюсь, но на мой взгляд сыграл на отлично. И вот стоит он и еще 4-5 детей все до 10 лет на сцене, в зале родственники, и детям перед всеми озвучивают оценки. Мальчик получает "4" - за "пальцы". Лично я сама чуть не расплакалась! Зачем??? Кому от этого хорошо? Я уж не говорю про то, зачем остальным десятками людей знать его оценку, но неужели и ему от этого будет польза? Уверена, что и без оценки или с пятеркой он бы продолжал стараться не меньше. А ожидать идеального исполнения от семилетнего ребенка как-то тоже странно.
История 4
У Надава в школе нет оценок. Нет даже домашнего задания. Иногда только, если не успел что-то в школе, то надо доделать пару страниц в рабочей тетради. И вообще они очень мало пишут в самих тетрадках, много на распечатанных листочках. А еще в первом классе относительно много писали на индивидуальных досках маркером стирающимся.
Проверяют и исправляют написанное, правда, тоже редко, но это реально пока не цель.
Единственные "оценки" были за полугодие. Причем это очень своеобразные оценки. Такой листик с некоторыми предметами\умениями и ребенок должен сам себя оценить как он думает как он успевает и потом учительница рядом пишет свое мнение.
Дома мы, естественно, тоже занимаемся. Решаем всякие тетради, но без особого энтузиазма. Надав не любит рисовать и, вообще, не особо творческий ребенок. Вначале мы думали, что это личная особенность, но потом оказалось, что проблема в том, что он неправильно держит руку и ему просто неудобно и он быстро устает. Мы получили серию занятий у трудотерапевта, и результат был мгновенный. Но он все равно не особо любит творчество, а еще и левша, и почерк у него даже почерком назвать нельзя. Так что моя основная цель для решения тетрадей это тренировать руку. Для мотивации я заказала на амазоне печати с оценками. Оценки там "great", "well done", "super", "good job" и т.д. Самая плохая печать это "do it again". Я побаивалась, что непривыкший к оценкам, ребенок не будет рад этим оценкам, но он в восторге! И обязательно надо отметить печатью не просто страницу, а каждый ответ.
Но опять главное это подход. Я отмечаю ошибку, то если это реально неправильный ответ. Если он задом наперед написал цифру или ошибся буквой, то обращаю внимание и прошу переписать. А однажды проверял муж и на каждую орфографическую ошибку он сообщал Надаву, что у него неправильный ответ. Надав очень быстро потерял терпение, перестал слушать, убежал и т.д. Цель была провалена.
История 5
Я была отличницей. В принципе, меня никогда не надо было заставлять учиться и делать домашние задания. Учится я любила и мне было не сложно. Но есть вещи, которые нельзя выучить, а надо иметь талант. Например, рисование. Я, честно говоря, не помню как было с рисованием в начальной школе, когда мы оставались в школе до вечера и делали ДЗ тоже там. Но, начиная с 5 класса, когда мы перешли в среднюю школу и другое здание, уроки ИЗО проходили так - на уроке получаем тему, рисуем набросок карандашом, берем его домой и на следующий урок возвращаем законченный рисунок в красках. Все и каждый из этих рисунков за 3 года средней школы до отъезда в Израиль за меня рисовал папа. Я не помню как это началось, было ли это целью не допустить четверки в табеле, но в скором времени я даже не могла представить как можно по другому. Да и нельзя было - если б я вдруг решила принести свой рисунок, то отличия были бы настолько огромными, что, наверно, бы это не прошло без последствий. Один из "моих" рисунков даже висел на какой-то выставке. Меня даже отправили на школьную олимпиаду в подмосковье в 5 или 6 классе и записали на изобразительный этап. Мне было стыдно и неуютно, но и тогда я не призналась учителям. Одноклассники и так все прекрасно знали.
Интересное изменение произошло в конце 7 класса, когда пришла новая учительница ИЗО. Она не давала задание закончить рисунок дома, а мы рисовали каждый рисунок на самих уроках. Иногда два или три. Тут пришлось стараться, но, естественно, ничего сильно прекрасного у меня не выходило. Но она ни разу не поругала и оценку в конце поставила хорошую.
Подведу итог для тех терпеливых, кто дочитал до конца.
Я не против соревнований. Всегда и везде будут азартные люди. Те, кто будет биться за победу до последней капли крови, те, кто полезут вперед через любые препятствия, те, кто не успокоится пока не соберет все призы. Из таких потом вырастают олимпийские чемпионы. Но я считаю, что для остальных обязательно должна быть альтернатива, где они могут заняться любимыми или обязательными делами без того, чтобы чувствовать себя неудачниками.
И это, на мой взгляд, совсем не связано с умением проигрывать. Проигрывать и справляться с разочарованиями любой человек и ребенок учится на гораздо более приземленном уровне - играя в настолки с родителями, не получив 2 порцию мороженного, получив неудачную оценку, но без того, чтобы учитель озвучил ее перед всем классом, проиграв партию в шахматы или в морской бой или в карты, проиграв игру в футбол во дворе. Именно в таких ситуациях ребенок учится подниматься, пробовать заново и продолжать сражаться, без того, чтобы его определили лузером.
ЗЫ2: как раз собиралась отправить пост, а из лагеря прислали это видео. Надав в ярко оранжевой футболке.