Я тут обещала рассказать как в Израиле в университетах учеба проходит. Но поняла, что если начать с университетов, то мало что будет понятно. Поэтому начну рассказ со школы. Не с начальной (кроме пары общих фактов), потому что приехала я только в 8 класс, а сразу со старшей.
Кому любопытно, добро пожаловать
И так.
Младшая школа это с первого по шестой класс, средняя обычно с седьмого по девятый, а старшая с десятого по двенадцатый. Младшая школа обычно находится отдельно, а старшая и средняя вместе в одном здании.
Что учат в младшей я не знаю, а в средней все довольно похоже на российское обучение. Разница только в том, что таких предметов как физика-биология нет, а есть общий предмет Наука, где учат все по чуть чуть. А также уроки математики и английского и арабского (ага, обязательный урок) у всей параллели одновременно и ученики разделены на группы по своему уровню. Очень удобно получается - никто не отстает и не тратит время просто так.
Но самое интересное начинается в конце девятого класса - учеников распределяют на классы, в которые они попадут в старшей школе, и которые определят какой аттестат зрелости они получат. Чтобы получить аттестат зрелости - "багрут" - надо набрать предметов на как минимум 21 единицу и успешно сдать по ним экзамены.
Но естественно не все могут сдать эти экзамены. Для таких изначально существуют классы, после которых ученики получают справку о окончании 12 классов, но не аттестат.
В 21 единицу входят уроки по истории, языку, литературе, спорту, танаху, английскому (на 3 единицы) и математике (на 3 единицы). И еще один дополнительный на 5 единиц - профилирующий, который выбирает сам ученик по своему желанию.
Можно набрать и больше единиц, если выбрать больше дополнительных предметов или если учить математику-английский на 4 или 5 единиц. (5 единиц это максимальный уровень)
Заметьте, что ни физика, ни биология, ни химия, ни география не входят в список обязательных предметов. Эти предметы можно взять как дополнительные. А можно и не брать...
Каждая школа специализируется на своих дополнительных предметах, но физика, биология и химия есть, наверное, во всех. Некоторые школы предлагают изучать точные науки, компьютеры и языки, другие театр, кино и режиссуру, третьи искусство, журналистику и философию, но обычно в каждой есть всего по чуть чуть.
Есть также специализации, которые сразу включают в себя несколько дополнительных предметов. Например, изучение искусства включает в себя несколько видов рисования и историю искусства, изучение компьютеров тоже делится на несколько уроков разных языков и т.д.
В принципе, количество специализаций и дополнительных предметов, которые можно изучать, не ограничено. Надо только избегать сталкивающиеся расписания и не перебарщивать с нагрузкой. Самыми любимыми сочетаниями у нас в школе были физика+биология+химия или физика+компьютеры. Они позволяли набрать примерно по 30-35 единиц на багрут. Такой багрут уже считается нормальным, когда минимальный (на 21 балл) считается для лентяев.
Бывают и другие крайности.
Мне, например, было скучно в школе и я набрала предметов на 51 единицу. Звучит это устрашающе, но один из предметов на 5 единиц был Русский язык, и его я сдала с закрытыми глазами. Еще один на 6 единиц был Mechatronics - мы приходили раз в неделю на несколько часов и собирали роботов из Лего и получали за это отличные оценки - самый лучший урок в мире! И мои любимые компьютеры на целые 15 единиц, которые состояли из 5 разных уроков и одного маленького и еще одного огромного проекта. Вот это было сложно, но интересно.
**** Забыла написать сразу поэтому добавляю:
Классы у нас не делятся в зависимости от выбранных предметов. То есть нет физмата, гуманитарного класса и т.д. А есть обычные классы, в которых все учатся вместе на общих обязательных уроках. А потом разбредаются кто куда на свои дополнительные уроки. В результате получается, что кто-то учится с 8 до 12, кто-то с 10 до 15, а у меня бывали дни с 7 до 17...
Короче, мне такой принцип обучения нравится, потому что позволяет выучить выбранный предмет на более глубоком уровне. Эти предметы учат действительно хорошо. Особенно помогает то, что ученик уже выбрал этот предмет по собственной воле, а значит предпочтет учиться, а не мешать на уроке.
Но один из минусов такого обучения в том, что большинство не получает общих основательных знаний. А с другой стороны, какая разница? Я сомневаюсь, что большая часть учивших химию, но не работающих в этой сфере, хоть раз пользовались своими знаниями. Не лучше ли тратить время на что-то полезное?
Правда из этого вытекает еще один минус - может ли пятнадцатилетний подросток, который ходит в школу только потому, что его заставляют, решать что он хочет учить? Многие достаточно взрослые, чтобы это решать, а про тех кто выбрал не правильно во второй части.
Надеюсь, у вас хватило сил прочитать все это. И если у вас еще остались вопросы, то я буду рада на них ответить.
PS: Поскольку вторую часть я писала год, то
вот ссылка на нее. Чтобы не пришлось долго искать :)