Алтайский биосферный заповедник - одно из последних мест Горного Алтая, где еще сохранился лесной подвид северного оленя. На протяжении всего XX века его нахождение в заповеднике то подтверждалось, то ставилось под вопросом. Однако события последних лет наконец-то доказали обитание этого оленя на заповедной территории.
Вашему вниманию предлагается расширенная статья об исследованиях, связанных с изучением и сохранением этого редкого вида (Rangifer tarandus Valentinae Flerov, 1933), занесённого в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Республики Алтай. Из года в год, буквально по крупицам, собирается ценнейшая информация о диком лесном северном олене.
Приведённый ниже пример как нельзя лучше показывает смысл существования заповедных охраняемых территорий - последнего надёжного пристанища, гарантирующего этому животному шанс на новую жизнь, укрепление и рост популяции.
Фото А. Позняков
Северный олень в 19 веке населял всю восточную часть Горного Алтая [2], современную территорию Алтайского заповедника. В начале 20 века олени здесь были обычным видом. [3] Но уже к началу ХХ века на северо-западе, западе и юге гор олени не сохранились. Лишь на крайнем юго-востоке и вдоль всей восточной границы страны они были не только обычны, но в некоторых урочищах еще и довольно многочисленны. [8]
В 1931 году при выделении территории Алтайского заповедника Ф.Ф. Шиллингер, отмечая общее сокращение численности крупных млекопитающих, писал, что северные олени бродят уже одиночными особями. [4] При организации заповедника к охраняемым животным был отнесен в особенности северный олень, как зверь, живущий в наименее охраняемых местах. [13]
К.К. Флёров, автор описания этого подвида северного оленя писал в середине 20 века, что «в настоящее время дикий олень вообще не встречается больше на Алтае, и последние экземпляры его попадались лишь в 1907-1910гг.» [7]
Ф. Д. Шапошников, работая по экологии северного оленя с 1937 по 1939 гг. смог отметить непосредственно 35 северных оленей. После подробного изучения северного оленя его численность была определена в 180-200 голов. [6]
В Летописи природы Алтайского заповедника за 1958 год отмечается, что за период закрытия охраняемой территории (1951-1958гг.) поголовью северного оленя был нанесен значительный ущерб и не столько прямым истреблением, сколько отпугиванием из мест обитания. [14]
В Летописи природы заповедника за 1970 г. упоминается, что Rangifer tarandus видимо, остался только в удаленных, труднодоступных угодьях.
В 1975 году отмечается последняя визуальная встреча нескольких групп дикого сибирского оленя. Все животные держались вблизи от снежников и подпускали людей на 30-40 и даже 10 м.
До конца 90-х годов были встречи лишь с единичными особями дикого оленя, а с конца 90-х и они прекратились.
В 2007, 2008, 2009 годы сотрудники Хакасского и Алтайского заповедников ежегодно совместно организовывали конные экспедиции с целью уточнения мест обитания северного оленя. В отчетах руководителя экспедиций сообщалось, что не было встречено ни самих животных, ни их следов. Уже считалось, что северный олень исчез с территории Алтайского заповедника, но в октябре 2012 года сотрудники заповедника при вертолётном облёте нашли и сфотографировали стадо из 27 особей.
Фото В. Авдошкин
Это стало важнейшим открытием года в Алтайском заповеднике.
«Впервые за много лет мы получили фотографии этих животных. Теперь мы могли говорить, что лесной северный олень сохранился в Алтайском заповеднике. Фотографии позволяют сказать, что это стадо в 27 голов, четко прослеживается и половозрастной состав. Я считаю обнаружение стада лесного северного оленя лучшим открытием 2012 года для нас. Это на самом деле эпохальное событие», - рассказывает директор Алтайского заповедника Игорь Калмыков.
Фото В. Авдошкин
"Ближайшие группировки этого оленя, насколько нам известно, обитают в "Саяно-Шушенском" заповеднике и в заповеднике "Кузнецкий Алатау", это очень далеко от нас. На территории примыкающих к Алтайскому заповеднику районов Тувы и Хакасии в последние десятилетия, также не было информации о встрече с этими животными. Это усиливало наши опасения об исчезновении лесного оленя в Алтайском заповеднике, тем более, что здесь он находится на границе ареала своего обитания", - рассказал И.В. Калмыков.
Экспедиция по уточнению летних мест обитания
Нахождение лесного северного оленя на территории Алтайского заповедника было подтверждено. После этого стало актуальным продолжить изучение и мониторинг этого вида.
В летний полевой сезон 2015 года в Алтайском биосферном заповеднике была организована экспедиция по уточнению летних мест обитания лесного подвида северного оленя, в ходе которой сотрудникам заповедника - госинспектору Александру Пономарёву и научному сотруднику Юрию Калинкину удалось встретить и сфотографировать стадо из нескольких голов! В августе 2015 года старший научный сотрудник Сергей Спицын уже в другой части территории заповедника, в ходе полевой экспедиции обнаружил следы северного оленя. В местах встреч были установлены фото регистраторы для продолжения мониторинга этой популяции.
В чём особенности лесного северного оленя и почему встречи происходят так редко и нерегулярно?
По мнению директора Алтайского заповедника Игоря Калмыкова, уязвимость этого вида заключается в том, что животное обитает локальными группировками далеко друг от друга. И пути, по которым популяции могли бы взаимодействовать, неизвестны. Таёжная форма северного оленя очень слабо изучена, можно сказать, что это в какой-то степени таинственное и неуловимое животное.
Олени отличаются очень высокой подвижностью. Они то появляются в каких-то урочищах, и тогда можно прийти к выводу о высокой плотности их населения в этих местах, то надолго - на год, два, исчезают из этой местности, и тогда легко предположить, что их тут вообще нет. [8]
Лесной северный олень входит в многочисленную и широко распространенную группу северных оленей и карибу. Все эти звери являются представителями одного и того же вида Rangifer tarandus. В течение последнего ледникового периода лесной северный олень выделился в отдельный подвид. В последующем в распространении и численности лесного северного оленя происходили значительные изменения, что привело к сокращению поголовья этого подвида на большей части ареала.
Автор описания сибирского лесного оленя Константин Константинович Флёров на территории Евразии выделял 7 подвидов северных оленей. Rangifer tarandus Valentinae Flerov, 1933 был описан К. Флёровым по шкуре и черепу взрослого самца, добытого П. Игнатовым в 1901 году в верховьях реки Челушман (северо-Восточный Алтай). Чтобы реально представить себе эволюцию оленей, К. К. Флёров создал с высокой научной точностью графические реконструкции почти всех известных в 1950-е годы ископаемых и современных родов этих зверей. История оленеобразных насчитывает более 25 миллионов лет, но современные олени появились примерно 8 миллионов лет назад. Все выделенные подвиды отличаются между собой окраской и длиной шерсти, размерами черепа и территорией распространения, образуя изолированные друг от друга ареалы. [1]
Алтае-Саянская популяция лесного подвида северного оленя
Алтае-Саянская популяция лесного подвида северного оленя занесена в Красную книгу РФ. Общая численность животных в Алтае-Саянском экорегионе, по данным исследователей, составляет чуть менее 600 особей.
По информации ученых, наибольшая группировка сибирского северного оленя обитает на территории природного парка "Ергаки" (Красноярский край), а также на территории заповедников "Кузнецкий Алатау" и "Азас", в национальном парке "Шорский", на территории биосферных заповедников "Саяно-Шушенский", "Убсунурская котловина" и «Алтайский».
Особенности обитания северного оленя
Распространение оленя связано с размещением по району ягелей. В зимнее время, когда олени переходят на питание исключительно ягелем, важное значение играет характер снегового покрова. Ягель под глубоким плотным снегом недоступен для оленей и места с богатым кормом, но с плохими условиями его добывания становятся непригодными для жизни оленя в зимнее время.
Фото А. Позняков
Директор Алтайского биосферного заповедника Игорь Калмыков предполагает, что изменение климата может пагубно сказаться на этих животных: «Потепление может сократить его кормовую базу (ягель), могут исчезнуть снежники (участки земли, где снег не тает даже летом), которые необходимы этим животным для спасения от гнуса». Подобные предположения подтверждают исследования и прогнозы учёных. [15]
В летнее время олени больше, чем все другие животные, страдают от жары и «гнуса». Пища в это время всюду имеется в изобилии. Места же, где в это время можно укрыться от жары и насекомых, можно найти лишь на гольцах. Насколько олени страдают от жары, можно судить по поведению их в это время. В июле и августе, как только солнце взойдёт высоко и обсушит росу, олени устремляются к пятнам оставшегося в тени скал снега. Тяжело дышащие звери растягиваются плашмя на снегу, вскакивают от укусов насекомых, бегают по снегу и снова ложатся. В местах, где нет снега, олени выходят на самые вершины хребтов и стоят на ветру. Часто, чтобы добраться сюда, оленям приходится идти по труднопроходимым скалам и крупным каменистым россыпям, по которым невозможно провести самую осторожную лошадь.
Фото А. Позняков
Придерживаясь гольцов, олень оказывается в самых благоприятных условиях и в отношении безопасности со стороны хищников. В районе обитания оленей на Алтае выше границы леса нет ни одного крупного хищника, живущего там постоянно. Имея хорошо развитое чутье и зрение олень в гольцах всегда может обнаружить приближающегося врага быстрее, чем в лесу. В холодное же время к оленю подойти почти невозможно. Он всегда обнаруживает врага на большом расстоянии, даже при самом легком ветерке он чует его за 2-3 км.
Вот как описывает свою встречу с северным оленем в Алтайском заповеднике Фёдор Дмитриевич Шапошников:
Сзади нас возвышался хребет. Острыми вершинами упирались три пирамиды в небо, - как три братца - мелькнула у меня мысль, и невольно поплыли воспоминания детства: братья, совместные походы, охоты, ученье в институте. Плывут миражем знакомые лица, встречи … Почти инженер. Затем ученье в университете. Теперь зоолог на Алтае. Федосеич прервал мои мысли легким толчком.
- Смотри - олень! - шепнул он, страстно вглядываясь в бинокль на курумы.
Я спешно потушил папироску и тщетно искал знакомые очертания. - Нет, не вижу. Давай ориентир.
- Вон он, около большого камня, спускается к еланке, - шепнул Федосеич, не отрываясь от бинокля. Таежные глаза острее моих городских. Из курумов под гольцами спускался на еланку северный олень, увенчанный короной. Сразу даже трудно было понять, что у него на голове. Я в жизни не представлял ничего подобного.
Фото А. Позняков
Федосеич шептал: «Вот так рога! Рога-то какие!». Он впервые видел оленя, и ему было еще дивнее, чем мне. Черный лоб, белая шея с отвесом длинных белых волос, серая спина, бок и брюхо белоснежные. Сзади снежный ком ослепительной белизны волос, разделенный темной полоской на хвосте. Черные концы ног, белые носки. Медленно, важно шел наш могучий красавец к зеленому полю. Не дошел, повернулся и направился к глубокому ложку, затемненному скалистой релкой. Постоял, нагнулся, подогнул передние ноги и лег. Рога точно лес. Дремлет и смотрит. Черной морды не видно на фоне березки».
А вот как описывает встречу с лесными северными оленями Альфред Позняков в 1975 году:
Я был участником ботанической экспедиции, проводимой научными сотрудниками Алтайского заповедника. Возглавляла экспедицию Л.Д. Марина. Целью экспедиции было изучение высокогорной флоры бассейна реки Кокши с её притоками Котагач, Дырях, Тузакту. Вот здесь я и увидел незабываемую панораму Абаканского хребта и здесь же у нас произошла встреча с северным оленем.
Фото А. Позняков
Нужно только представить наше волнение, когда затаив дыхание, мы подкрадывались по камням на совершенно открытом месте к животным, чтобы получить драгоценный снимок. Лесник Г.Л. Красников вёл киносъёмку. Фото и кино-охота были во всеоружии. К некоторым оленям удалось подкрасться до 10-30 метров. Всего мы встретили 13 оленей.
В одном месте мы наблюдали интересную картину. Небольшое стадо оленей спокойно отдыхало на снегу, а недалеко, казалось, ещё спокойнее питался травой медведь. Всё это происходило на склоне хребта на совершенно открытом месте. И животные не замечали друг друга или делали вид, что им безразлично присутствие одного из них. [10]
Северный олень - мигрирующий вид.
Благодаря постоянным миграциям лишайниковый покров не уничтожается полностью и успевает восстановиться. 90 % пищи для них составляют лишайники, поэтому они чуют ягель (основной продукт питания) даже под слоем снега. Лишайниковые вещества, получаемые с пищей, спасают от кишечных паразитов. Широкие копыта позволяют перемещаться по рыхлому снегу и раскапывать его в поисках пищи. Жажду этот олень 9 месяцев в году утоляет снегом. Шерсть тёплая с густым подшёрстком. Волоски полые для лучшей теплоизоляции, помогают также держаться на плаву при переходе рек вброд. Рога есть и у самцов, и у самок. Самкам рога нужны для того, чтобы отгонять конкурентов от найденной пищи, и они их сбрасывают, когда появляются оленята. [8]
Фото А. Позняков
Главные угрозы
Северный олень - реликт плейстоценовой "тундростепи", формирование вида шло в крупных стадах, это способствовало закреплению специфических форм поведения, в числе которых сниженные оборонительные реакции при встречах с человеком. Их мало пугает вид человека, они могут, находясь всего в сотне шагов от него, достаточно долго его разглядывать, затем, отбежав десяток-другой метров, остановиться и снова разглядывать, при этом подчас невзирая на выстрелы охотников, естественно, пока они неточны. Все это привело к тому, что северные олени к настоящему времени сохранились лишь в наиболее труднодоступных местах, девственных участках ландшафтов, редко посещаемых человеком[11].
Путь к спасению
Главным условием для существования лесного подвида северного оленя является наличие пригодных для обитания территорий, что в первую очередь включает в себя хорошую кормовую базу и безопасность. Всем этим условиям отвечает территория Алтайского биосферного заповедника, где гольцовая зона занимает свыше 60 % всей площади заповедника. Но далеко не вся площадь гольцов может считаться пригодной для обитания северного оленя.
Площадь зимних стаций, определяющих возможность существования в Алтайском заповеднике дикого северного оленя равна около 80 тыс. га. При условии полной нетронутости ягельных пастбищ в заповеднике эта площадь способна прокормить не одну сотню северных оленей. [7] В ближайшие годы отдел науки заповедника планирует произвести оценку реальных кормовых ресурсов лесного подвида северного оленя на территории Алтайского биосферного заповедника, что позволит в будущем определять их динамику, связанную прежде всего с изменениями климата.
Получая подтверждения о присутствии северного оленя на разных участках заповедника, сотрудники получают возможность скоординировать и усилить контроль на этих участках заповедной территории в целях продолжения мониторинга популяции лесного подвида северного оленя и охраны его мест обитания.
Пример с лесным северным оленем как нельзя лучше показывает смысл существования заповедных охраняемых территорий - последнего надёжного пристанища, гарантирующего животному шанс на новую жизнь, укрепление и рост популяции.
Подготовлено по материалам научного сотрудника Юрия Калинкина
Список источников и литературы: