Оригинал взят у
vryabtsev в
Почему пересыхают минерализованные озера Байкальской котловины?В Иркутской области почти все минерализованные озера находятся в пределах Байкальской котловины. В последние годы они высыхают буквально на глазах.
Взять, например, слабо минерализованное озеро Шара-Нур в центральной части о. Ольхон. Оно было самым важным на острове местом размножения «красной утки» - огаря. В 1996 г. я наблюдал здесь примерно 10 выводков. Но поток туристов, посещающих озеро (купающихся, мажущихся грязью) стремительно рос.
1. Шара-Нур, лето 2007 г.
2. Молодым огарям приходилось плавать между купальщиками. Шара-Нур, 2007 г.
Из-за сильнейшего беспокойства количество гнездящихся пар резко сократилось. В 2005 г. из единственного выводка не выжил ни один пуховичок, в 2006-2010 вновь благополучно выращивалось по 1 выводку. В 2011 выводков было 2, в 2012 и 2014 - по 1.
Примерно с 2008 г. озеро стало стремительно сокращаться в размерах. В 2010 оно превратилось в большую грязную лужу. В 2011 г. стало еще меньше. В 2012-2014 г., на мой взгляд, заметно не изменилось. Купания и грязевые ванны прекратились, палатки исчезли. Фактор беспокойства ослаб, но больше 1-2 выводков огарей водоем, вероятно, вырастить уже не может.
3. Шара-Нур. 4 августа 2014 г.
А в Приольхонье многие водоемы высохли полностью. Например, красивое «метеоритное» (названное так за правильную круглую форму) озерко на заливе Мухор.
4. «Метеоритное» озеро. Август 2005 г.
http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=5967 5. Оно же, август 2014 г.
Высох и целый ряд других озер. В частности - «лужа» в бухте Ая, о которой я уже упоминал -
http://vryabtsev.livejournal.com/6719.htmlБольшинство минерализованных (есть здесь и пресные) водоемов располагалось в Тажеранской степи.
6. Тажеранская степь. Озера Нуху-Нур, Гурби-Нур и Холбо-Нур. Май 2007 г.
Почти все небольшие озера за последние лет 7 здесь полностью высохли.
7. Одно из ныне высохших озер Тажеранской степи.
Сейчас дно этих пересохших водоемов покрывают солелюбивыми растениями, имеющими красный цвет.
8. Дно одного из высохших озер.
Что касается крупных тажеранских озер, то их площадь значительно сократилась.
9. Так в 2014 г. выглядело сравнительно крупное, хоть и безымянное, озеро у автотрассы. Белая полоса еще пару лет назад была покрыта водой.
Озеро Цаган-Тырм - одно из самых интересных и ценных, как в природном, так и в рекреационном отношении. В 2014 г. оно полностью высохло.
Впервые на Цаган-Тырме я побывал в июле 1993 г. Обширное неглубокое озеро с пологим дном заполняла самая соленая, и вероятно, поэтому самая прозрачная (в Тажеранах) вода. В центре Цаган-Тырма в 1993 г. глубина составляла не менее 2 м (пришлось нырнуть, чтобы достать дно). В 2000-х я наблюдал, как вода медленно отступает от прежней кромки озера.
10. Цаган-Тырм, май 2007 г.
Примерно в 2010 г. здесь еще проходили массовые купанья (и обмазывания грязью). Но 30 мая 2014 г. лишь около 30% площади прежнего дна заполняла вода, окруженная широкой полосой вязкой грязи. Гидролог Байкало-Ленского заповедника Наталья Шабурова в этот день с огромными усилиями протащила до воды резиновую лодку. По ее словам, в центре лужи глубина воды была чуть больше 30 см.
11. Цаган-Тырм, 30 мая 2014 г.
http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=76611И вот, 23 сентября я увидел дно озеро полностью сухим, покрытым слоем соли.
12. Цаган-Тырм, 23 сентября 2014 г.
13. Цаган-Тырм. 23 сентября. На месте грязевой трясины - растрескавшийся солончак.
Что же происходит? Я бываю на Тажеранских озерах с конца 1970-х. За 35 последних лет они еще не были столь маловодными. При этом нельзя сказать, что последние 5-7 лет отличались аномально малым количеством осадков (как летних, так и зимних). В сильную засуху 2003 г. (с мая по август осадков почти не было) озера были сравнительно полноводны.
Из литературы известно, что все Тажеранские озера бессточные «с атмосферным, грунтовым, реже родниковым питанием» (Пенькова и др., 2007). Цаган-Тырм представляет интерес «в связи с наблюдаемым субаквальным выходом глубинных вод (Тулохонов, 1990). Субаквальный это надо понимать - подводный - источник.
Высохло также известное многим озеро, примерно в конце 1980-х внезапно образовавшееся в понижении Тажеранской степи - и затопившее автотрассу. Водоем существовал довольно долго, не несколько лет назад он исчез.
Не происходит ли снижение уровня грунтовых вод, сопровождаемое высыханием родников (и подводных источников)? Как иначе объяснить происходящее?
Что ждать в ближайшие годы? Не высохнут ли и другие крупные Тажеранские озера?
И почему усыхание происходило синхронно и в Тажеранах и на Ольхоне?
Возможно, специалисты-лимнологи знают причины происходящего. Но «широкой публике» ничего не сообщают. А между тем высыхание озер уже затронуло интересы многих сотен (возможно и тысяч) людей. В частности - купавшихся и лечившихся грязями на Шара-Нуре и Цаган-Тырме.
А что принесло высыхание озер дикой природе? Резко сократилось число выращиваемых в Приольхонье и на Ольхоне выводков огаря.
14. Огарь. Шара-Нур, Ольхон. 2011 г.
В Тажеранах сократились также гнездовья хохлатой чернети, серой утки. Многократно снизилась численность черношейной и красношейной поганок.
15. Красношейная поганка.
16. Ее гнездо на одном из ныне высохших тажеранских водоемов. 2008 г.
Берега озер - места кормежки и отдыха разнообразных куликов. Поздней весной и с середины июля по сентябрь здесь преобладают их арктические виды - различные песочники, щеголь, круглоносый плавунчик, бурокрылая ржанка и др. Сейчас почти все эти симпатичные птицы стали в Тажеранах очень малочисленны.
17. Представитель арктических куликов - краснозобик.
Но для птиц - это не катастрофа. Заполнятся озера - вернутся и пернатые. Гораздо хуже обстоят дела у монгольской жабы. Если на юге Бурятии она обычна, то в Иркутской области - редкостный реликт былых эпох. Малочисленные популяции этого земноводного встречаются лишь в Приольхонье, на Ольхоне, и (если уже не исчезла) - в дельте р. Голоустной. Причем площадь заселенных ею территорий очень невелика.
18. Монгольская жаба. Фото М. Тропиной.
19. Шнуры жабьей икры. Фото М. Тропиной.
Высыхание упомянутого «метеоритного» озера грозит гибелью популяции жабы. Одной из двух оставшихся (лет двадцать назад были и другие) на все материковое побережье Малого Моря.
Подавляющее большинство популяций, включая самые крупные, связаны с Тажеранскими озерами. Они населяют территории вокруг нерестовых водоемов. На сегодня уже исчезло больше половины мест нереста. Считается (информация Майи Тропиной), что, не имея возможности нереститься, жабья популяция способны прожить до 8 лет. Если за это время водоем вновь заполнится - начнется и восстановление земноводных.
Для «метеоритного» озера этот срок (8-летней «сухости») закончится уже в 2015 г., для водоема в бухте Ая - в 2019 г. И обитающие в этих районах изолированные популяции могут считаться вымершими. А там, возможно, придет черед и популяций Тажеранских озер. Цаган-Тырм - нерестовый водоем одной из самых крупных популяций.
Исчезновение реликтового земноводного - знак того, что с озерами происходит нечто неординарное. Если бы такое случалось и раньше, жаба не дожила бы в Приольхонье до наших дней.
Я заглянул в Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2013 году». Про пересыхание вышеупомянутых озер - ни слова. Как и про угрозу реликтовому виду - монгольской жабе. В ведь до 2011 г. научный отдел Прибайкальского национального парка (ПНП) высылал такого рода информацию для гос. докладов. В подробном виде она заносилась в «Летопись природы ПНП». Самые негативные изменение произошли после 2011 г., но в докладах об этом ничего нет. Почему? Да просто некому про это писать.
Мониторинг за природными объектами на подведомственной территории - обязанность ПНП. Когда я возглавлял научный отдел парка, в его составе работала специалист-герпетолог - Майя Тропина. Хотя фауна «гадов» ПНП бедна, она включает реликтовые виды, нуждающиеся в охране. Поэтому наличие в штате герпетолога более чем оправдано.
Но в 2011 г. почти все научные сотрудники парка, со мною во главе, были уволены «в связи с оптимизацией штатного расписания», а на самом деле - за наше письмо о неблагополучии в заповедной системе в целом и в нашем нац. парке в частности, отправленное на имя Президента РФ -
http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/baikal/sos/blog/38599/Давно нет обиженного на нас директора ПНП. Он уволился «по собственному» после допущенного «убийства по неосторожности» (
http://baikal-info.ru/archives/70096). Ушел и тот, кто его заменил. Но «волчий билет» уволенных «научников» остается в силе до сих пор. Может быть московским чиновникам, ответственным за систему ООПТ, пора забыть свои обиды, а думать, прежде всего, о деле?
Очевидна необходимость возвращения на работу в ПНП специалиста-герпетолога - лучше всех знающей каждую популяцию своих реликтовых «подопечных» (а также каждый нерестовый водоем), способной предложить шаги по их спасению. А возможно - и по восстановлению тех, что в ближайшие годы исчезнут.
Столь же очевидна и необходимость восстановления растоптанной справедливости.
20. Майя Тропина - бывший герпетолог ПНП.