Рассказ про небольшое путешествие в Кавказском заповеднике с 23 по 26 апреля, на стыке зимы и весны в горах. Изначальный план был - наблюдать за медведями на лавинниках, но состояние снега и погода внесли свои коррективы, и получилось наблюдение за всеми возможными животными заповедника, правда, безо всяких лавин:) Кроме всего прочего, посчастливилось встретить в лесу новорожденного зубреночка и увидеть каньон реки Уруштен с головокружительной высоты.
Во второй половине апреля я вновь оказался в горах Кавказского заповедника. На этот раз мы путешествовали по Восточному отделу. У Сергея был план провести экспериментальный учет медведей на лавинниках. В апреле-мае, после схода снежных лавин, медведи часто посещают лавинные прочесы и выносы в поисках погибших под лавиной животных - в основном, конечно, туров. Такие учеты уже проводились в заповеднике, но очень давно и при этом не носили регулярный характер. В качестве пробного участка Сергей выбрал долину р. Ачипсты, представляющую собой классическую долину-трог, глубокую, с крутыми склонами, но при этом весьма компактную. В лавинах там недостатка нет, в медведях тоже.
Кордон Черноречье встретил нас дождем и низкой облачностью. Ничего, зато подниматься до домика в урочище Ярт было не жарко. В домике посушились и утром продолжили путь. Новый день встретил нас солнцем. Мы обрадовались и решили до Мастаканского перевала пройти верхней гребневой тропой, через вершины Армовка, Обливная и Ятыргварта.
Хребет Скирда неизменно вдохновляет своим причудливым видом.
Свернув с основной тропы, мы вышли на альпику. Здесь уже лежал снег. На альпике повстречали первых за этот выход зверей:
Вид на балку Копцева:
Зима в этом году была малоснежная, зато вот весна не подвела - в марте были сильные снегопады. Да чего там в марте, даже в апреле в горах выпало много свежего снега. Ожидаемого плотного наста мы так и не увидели. Снегоступы мы не брали, но при таком снеге они бы особо и не помогли. Когда до вершины Ятыргварты оставалось метров 500, мы решили валить вниз, потому что карнизы на гребне внушали серьезные опасения, видимость упала и нас накрыло плотным туманом.
А на спуске в Мастаканскую долину мы увидели, что происходит на Ачипсте и решили вообще изменить план. Свежего, тяжелого рыхлого снега было слишком много, идти по нему по долине Ачипсты пришлось бы очень долго, да и вероятность схода новых лавин была очень высока.
Долина Ачипсты
На спуске в Мастаканскую долину
Мастаканский домик
Такая здесь нынче весна
А вот и первый медведь
И олень-пантач
Вид на хребет Алоус из мастаканского домика
В Мастаканском домике согрелись, переночевали и приняли решение обследовать долину Мастакана. Она была свободна от снега, да чего уж там - здесь царила настоящая весна. А весной жизнь у животных бьют ключом. В общем, мы поменяли суровую концепцию лавинных медведей-трупоедов на более светлую концепцию пробуждения травоядной жизни весной.
Топоним Мастакан относится к перевалу, к хребту,к вершине в этом хребте и к речной долине. Однако сама речка, текущая в этой долине, носит название Мастык (на старых пятиверстных картах - Местык). Работники заповедника используют два названия: Мастык и Мастаканка. Кстати, суффикс -ка- добавляется сотрудниками заповедника к существующим названиям очень многих рек - напр. Умпырка, Луганка. Трючка, Мастаканка, Балканка, Алоуска. Это помогает избежать путаницы при употреблении совпадающих названий оронимов и гидронимов.
В отношении Мастакана можно вспомнить интересное замечание Ф. И. Краткого (одного из создателей и первого управляющего Кубанской охоты), который указывал, что «большую часть гор, обозначенных на карте под названием «Ятиргварта» и «Ауцархва», называют горцы горой Мастакан». В Мастаканской долине был устроен один из охотничьих лагерей Великого Князя Сергея Михайловича. Он располагался на месте нынешнего Мастаканского перевала, под прикрытием восточных склонов Мастаканского хребта. Через Мастакан в те времена проходила тропа, по которой с северного Кавказа (через Псебай, Черноречье, Умпыр, долину Уруштена и первал Псеашха) ходили богомольцы через главный хребет на берег Черного моря (в Пицунду или Новый Афон), а греки провозили из Черномории на север орехи… Но вернемся в 2014 год.
В верховьях р. Мастаканки
Отряд движется вниз по долине
В верхней своей части долина Мастакана очень красива. Секрет красоты прост: живописные скальные обнажения, множество сосен, а в нашем случае еще и клочья тумана
Первых зубров мы встретили совсем недалеко от домика.
Они вышли на поляны и мирно паслись, пощипывая свежую апрельскую травку. Вообще, долина Мастакан весной - это одно из самых зубровых мест заповедника. Через нее пролегают пути их сезонных миграций, но об этом подробнее расскажу ниже.
Мимо цветочков не проходим:)
Очередные живописные каменные глыбы
Заснеженная вершина вдалеке - это бамбакский массив. Перед ним виднеется безлесный хребет - Орлиный.
Паша был в этих местах впервые. Как прилежный волонтер, он вел дневник: аккуратно записывал в блокнот названия местных топонимов и рисовал схемы окрестных гор.
И снова зубры. Эта группка сначала подпустила нас поближе, однако благоразумие взяло верх, и они с шумом и грохотом буквально перепрыгнули через речку и скрылись в пихтарниках Мастаканского хребта.
Лагерь установили в глубине Мастаканской долины, в месте, где обширные мастаканские поляны переходят в густой лес.
Неожиданно встретили вот такого могучего мишку. Он самозабвенно ел траву, но, увидев нас, скорчил недоуменно-недовольную физиономию и был таков. Только пятки засверкали:)
В оставшееся до заката время мы совершили радиальный выход на склоны Орлиного хребта. Орлиный хребет разделяет долины рек Уруштен и Мастакан. Конечной нашей целью на сегодня были обрывы Орлиного хребта, с которых открывается захватывающая и головокружительная панорама на ущелье Уруштена. Для того, чтобы к попасть на обрыв, нужно было достаточно долго траверсировать Орлиный хребет, пользуясь зубриными тропами и встречая самих зубров в большом количестве на многочисленных лесных полянах, которые нам пришлось пересекать.
Брод через Мастаканку
Очередная встреча с зубрами
Неожиданно повстречали зубрицу с молодым зубренком. Тут ему уже несколько дней, он научился ходить и старается держаться рядом с матерью.
Малоизвестное урочище на северной оконечности Орлиного хребта, стиснутая Уруштеном и Мастаканом, называется “Ровный лес”. В этом месте поверхность хребта приобретает платообразный характер, и сверху, с безлесных вершин Орлиного хребта, этот участок леса выглядит действительно очень ровным.
На окраине Ровного леса расположены обрывы. Отсюда открываются шикарные виды на долину и каньон Уруштена, а также на противоположный берег с монументальными Красной и Мертвой скалами.
На краю стоять страшновато
Мертвая скала
И еще немного видов в разные стороны и вниз
Но даже это оказалось не самым интересным сегодня. Дело в том, что в дебрях Орлиного хребта нам посчастливилось повстречать новорожденного зубренка. Сначала мы увидели зубров, они быстро скрылись в чаще, и мы продолжили путь, как вдруг…
наткнулись на зубренка!
Он стоял на ногах и не мог и шагу ступить, он просто еще не умел ходить. Мамаши в момент опасности оставляют детенышей. так задумано природой, взрослые особи для воспроизводства важнее, чем вновь родившиеся. И этот малыш остался совершенно один на один с нами. Мы не стали подходить к нему близко,чтобы не пугать. Шерсть у него была еще влажноватая, видимо корова отелилась буквально несколько часов назад. Зубренок стоял и неуверенно покачивался на своих несуразных ножках, я все ждал, что он вот-вот шагнет, но нет, видимо он сделает это в присутствии родителей.
Мы поспешили убраться оттуда восвояси, чтобы дать семейству возможность воссоединиться, мамки убежали не очень далеко, мы их потом услышали.
Но и это еще не все. Сережа отыскал лесной солонец, на который приходят побаловать себя минералами различные копытные. Вот и сейчас мы встретили на солнце парочку серн. Видеть их в таком глухом лесу, а не на альпийских склонах, было довольно непривычно.
Кстати, еще один большой лесной солонец расположен с другой стороны Орлиного хребта, недалеко от р. Уруштен, примерно напротив места впадения в нее р. Бамбачки. Сергей говорит, что лет десять назад, когда он случайно набрел на эти солонцы, ему довелось сделать маленькое зоологическое открытие. Оказывается, через цепочку этих лесных солонцов (несколько из них расположены на другом берегу Уруштена, на восточных склонах Бамбакского массива, пролегает большая миграционная тропа зубров, по которой они осенью откочевывают на Бамбакские пастбища, свободные от снега практически всю зиму, а весной возвращаются обратно в долины Мастакана, Алоуса, Умпыря и др. Конечно, это касается не всех зубров заповедника, а лишь локальной умпырско-алоусской группировки. Так, например, луганские зубры зимуют в Умпырской котловине и в низовьях долины р. Умпырки, на многочисленных полянах - Азиатской, Аэродромной, Венгерской и др.
На обратном пути снова встречали зубров то тут, то там. Всего нам удалось насчитать больше ста зубров за один этот день. ЗдОрово!
А еще мы нашли офигенные оленьи рога. Серега не обломался и взял их с собой. Говорит, в кабинете повешу. Будет, как у Шильдера. В лесах Орлиного хребта вообще мы встречали огромное количество сброшенных рогов, но эти были самые красивые. Может быть, потому что их бывший хозяин сбросил их вместе с головой?...
Утро последнего дня встретило нас дождем и туманом.
Решили не испытывать судьбу и пошли домой. Поднимаемся на перевал Трю из Мастаканской долины.
На короткое мгновение туман рассеялся и позволил еще раз взглянуть на окрестности и по достоинству оценить окружающие нас пейзажи.
В районе перевала Трю. Снега еще много…
На кордон возвращались другим путем: с перевала Трю прошли по ущелью р. Трючки на Тхабисимовы поляны, а оттуда по старой зарастающей тропе спустились на магистральную тропу, идущую вдольУруштена.
Спуск в Трючку.
Мы были бы не мы, если бы не нашли хоть одну лавину:) Ну ладно, не лавину, а обвалившийся карниз. Но все равно выглядит внушительно.
Долина Трючки решила сделать нам прощальный сюрприз в виде стада оленей, но погода с ней не согласилась, и накрыла все это великолепие плотным туманом.
С Тхабисимовых полян открывается отличный вид на хребты Скирду и Малые Бамбаки. Но не сегодня…
Неподалеку от Тхабисимовых полян в лесу спрятался домик. К сожалению, за долгие годы забвения он пришел в негодность. Этой тропой никто не пользуется вот уже лет двадцать, и Лес берет свое.
А внизу, в буковых лесах, свежайшая зелень радовала глаза и душу. Особенно после сероватых монотонных межсезонных пейзажей альпийской и субальпийской зон.
Вот такой у нас получился учет медведей на лавинниках :)