Сегодня был заметен антисоветский наброс о том, что СССР не передавал денег на продукты советским военнопленным. Для подтверждения приводилась записка Вышинского Молотову от второго марта 1942-го года.
Я не специалист по истории, но решил уточнить, в чём же дело, а не довериться саркастическим комментариям антисоветчиков.
Ради какого-то контекста мне понравился материал
http://scepsis.net/library/id_3393.html (Положение и правовой статус советских военнопленных в контексте международных соглашений и внутренних документов воюющих сторон) - не знаю, насколько там всё точно, интересующие детали я искал в источниках.
Самым важным источником в итоге мне показался "Доклад МККК о его деятельности в течении Второй Мировой войны" (название перевёл сам, читал на английском: "Report of the International Committee of the Red Cross on its activities during the Second World War (September 1, 1939-June 30, 1947", Женева, май 1948). Я скачивал с
https://archive.org/details/ReportOfTheInternationalCommitteeOfTheRedCrossOnItsActivitiesDuring .
Набросом я счёл это после того, как автор в ответ на отсылку к некоторым страницам Доклада ответил довольно странным: "Вы этот доклад не читали и в глаза не видели, а у меня он есть в полном обьеме."
Мои впечатления (для себя и тех, кому лень читать сотни и более страниц)
О чём речь
Намёк набрасывающего - на то, что, якобы, СССР своих солдат, пленённых Германией, голодом морил.
Конкретнее - на телеграмму от МККК, предлагающую СССР послать денег в Нигерию Швейцарию для помощи продовольствием советским пленным в Германии, первый зам. наркома иностранных дел предлагал не отвечать.
Кто должен кормить пленных?
Женевская конвенция об обращении с военнопленными (1929 года) требует пленных кормить хотя бы как "военнослужащих на казарменном положении".
Германия подписала Конвенцию.
Так что советских военнопленных в Германии она должна была так кормить независимо от того, подписал ли Конвенцию СССР.
А если не кормят?
Понятно, что в стране может быть голод, и не предполагается, что тогда пленных будут кормить хорошо. На этот случай была практика продуктовых посылок.
Доверие
Понятно, что если вообще как-то доверять врагу, то только при соблюдении формальностей.
Для этого нужен какой-то доступ к лагерям военнопленных, для этого нужно как-то следить за тем, что продукты попадают именно пленным и т.п.
Дополнительные сложности с доверием
Англия осуществляла какую-то морскую блокаду Германии. Так что просто гонять туда-сюда корабли с продовольствием было затруднительно: нужно было получить разрешение от Англии.
Решение?
Для какого-то контроля помощь могла быть именной.
Вообще, МККК предполагал заниматься списками пленных, так что проблем не должно было быть.
Проблемы
Германия своеобразно понимала свои обязанности по Конвенции (что ей припомнили по окончании войны). Поэтому, и не только, обмен списками и проведение инспекций МККК, а также получение продовольственной помощи она хотела делать не просто так.
Списки советских пленных в Германии
Германия прислала карандашные списки на листочках в клетку. Пленных было 300.
Посылать списки она может быть хотела на взаимной основе
Или нет! Ведь в СССР нельзя посылать списки! Родственников пленных посадят в Gulag! Так что лучше не посылать списков!
Не убедительный аргумент? Ну, тогда ещё что-нибудь придумаем и как-нибудь потянем
Инспекции
В качестве инспекции сторонники наброса предлагают визит в Stalag II-B представителя МККК. Проблема в том, что визит сам Доклад несколько раз называет не совсем формальным, так что формального отчёта по нему не было. Да и фотографии, показанные советскому послу в Турции, вызвали у него впечатление фотографий угнанных гражданских лиц, а не военнопленных. В общем, опять "листочки в клеточку".
Адресность
Германия требовала посылать гуманитарную помощь на распределение по усмотрению комендантов лагерей военнопленных.
Естественно, это уже совсем не распределение помощи самим МККК. Это вызывало возражения Союзников.
Телеграмма
Собственно, телеграмма Молотову от МККК (от 16-го февраля 1942-го года) была о том, что Англия разрешает послать гуманитарную помощь, которую МККК может закупить в Африке, СССР только должен перечислить деньги в Швейцарию (которая нейтральна в войне; в которой располагается МККК).
Эта телеграмма была важна МККК, она рассказывала СССР о дипломатическом достижении МККК: договориться с Англией.
Можно понять надежды МККК на какие-то шаги СССР.
Но СССР, видимо, не был заинтересован в покупке для немецких комендантов продовольствия в Африке. В записке Вышинского нет объяснения предлагаемому молчанию.
Если СССР не помогает своим пленным в Германии, может им помогут другие страны?
Нет. Не получится: Германия в сентябре того же 1942-го года объяснила, что принимать помощь для советских военнопленных не собирается, и никаких исключений!
Снова о телеграмме
Англия всё равно не была готова была пропускать продовольственные посылки на немецких условиях. А Германия всё равно не была готова их получать.
Время, бюрократия, страны
Понятно, что, например, к 1944-му ситуация не могла не измениться. Всё-таки война не была столетней: такая низкая скорость решения политических вопросов бюрократически не могла сравниться с динамичными изменениями экономического и военного положений.
Кроме того, с другими странами, воевавшими на стороне Германии, ситуация обстояла иначе.
Источники
Ситуация описана в упомянутом Докладе: том III, стр. 53-57 и том I, стр. 403-427 (текст телеграммы на стр. 424). "Карандашом на листочках в клеточку" - об августе 1941-го, т. I, стр. 415.
"Родственников репрессируют" - об августе 1941-го, т. I, стр. 415.
"Захваченные гражданские" - о сентябре 1941-го, т. I, стр. 416.
"Всё равно помощь не примем, без исключений" - о сентябре 1942-го, т. III, стр. 55-56.