"Лёгкости" перевода.
Кино-язык Тарковского - как я его понимаю.
Когда-то давно, когда я работал на флоте, я впервые посмотрел «непонятного» Тарковского.
Посмотреть решил, как и множество людей моего окружения: «Потому, что это Признанный и Великий Художник».
Поверил этим словам и принялся смотреть. Результат был таков - ни черта я не понял. Влечения к кино у меня тогда не было.
Понимания о том, что такое кино на самом деле - тоже.
"Нудно и скучно" - говорил я всем, когда речь заходила о Тарковском.
И с многозначительным видом замолкал. Говоря тем самым, что я тоже…
Тоже, смотрел! Тоже, как все, приобщился к великому и от того якобы непонятному.
Прошло время.
Как-то раз включил телевизор. На экране шли кадры кинокартины «Иваново детство».
Я потом, после своего первого просмотра фильма, в котором ничего не понял,
всё же прочитал большую книгу о Тарковском - что-то меня держало в нём.
Толстая книга-альбом с фотографиями со съёмочной площадки попала "случайно" в мои руки.
Увидел её на столе у кого-то и тут же не отходя, стал читать.
Фото засели в голове, поэтому я сразу разобрался что на экране телевизора кадры именно этого фильма.
На тот момент времени я уже закончил свою флотскую карьеру, и работал видео-оператором на телевидении,
может быть поэтому, что-то внутри во мне потянулось к этому «фотоальбому».
И вот, оказавшись у телеэкрана с фильмом "Иваново детство", я почему-то снова тут же сел,
и стал смотреть фильм, отложив все свои дела.
И вдруг меня пронзило! Я аж вскочил!
Поразил меня вот этот кадр:
Как Вы думаете зачем, ну, с какой целью Андрей Арсеньевич расположил немецкий самолёт в кадре?
Почему самолёт слева по кадру? Почему самолёт торчит в земле, (сбитый)
но ясно видно, что упал он совсем недавно - свастика не стертая временем.
И сам самолёт весь целый. Не развалился на куски. Крылья, фюзеляж, хвост - всё целое!
В мизансцене (эпизоде) камера движется в вертикальной панораме.
Камера поднимается из-под крыла самолёта и постоянно держит лодку.
Люди в лодке на короткое мгновение перекрываются (скрываются от зрителя) широким крылом сбитого самолёта.
Почему именно так движется камера?
Даже два креста и три фигуры вызывают вопрос: Почему именно два против трёх?
А теперь вопросы про лодку и тех, кто в лодке.
Почему они находятся справа по кадру?
Почему их фигурки такие маленькие относительно огромного самолёта занимающего максимальную площадь кадра?
Почему их трое - почему фигуры три?
И наконец, главный вопрос:
Почему они подплывают именно к хвостовой части немецкого сбитого самолёта?
Подплывают к хвосту.
Скрываются за ним. И медленно выплывают из-за хвостовых закрылков самолёта?
С молниеносной скоростью Ответы, все разом, на это множество вопросов в одно мгновение пронзили мой мозг.
Поэтому я вскочил!
Поэтому, в голове моей случилась яркая, мощная вспышка Света!
Это сродни озарению! Прозрению! Обретению веры!
Сейчас написал всё это… И, хочу остановиться, не писать ничего более.
Ибо правильно заданный вопрос, всегда даёт верный ответ,
хорошо сформулированный вопрос - это уже половина ответа.
Плюс ко всему очень не хочется выглядеть этаким всезнайкой.
Мне думается Вы - те, кто читает эти строки, всё поймёте сами.
И сами, внутри себя услышите ответы на эти вопросы.
Все эти ответы - это КЛЮЧ!
Пароль, от всех кинокартин Андрея Арсеньевича - от его кино-языка.
Применяя этот «ключ» ко всем другим картинам Андрея Тарковского, каждая из них откроется.
«Дебри» продолжительных планов (видеоряда) расступятся.
«Туманные» образы сразу сконцентрируются/соберутся в плотную форму.
Уже не будет зыбкости, она останется только там где этого добивался Художник.
Ум зрителя перестанет проваливаться в изображении на экране.
Там где раньше было ощущение вязкости, и тягучести уму зрителя станет легко и свободно.
Действие в кинокартинах заиграет, засверкает смыслами.
Мощь мысли лучами золотого света вспыхнет в голове неискушённого зрителя.
Теперь то, что было непонятным, странным и от того пугающим ЭГО Человека, станет ясным.
ЭГО не нужно более защищаться. Страх отступит.
И Человек в умиротворении обратиться в зрителя, в созерцателя кристально чистого изобразительного языка.
Конечно же, я описал всего лишь один ключ от замка одной двери.
Смысловых дверей, межкомнатных дверей в каждой картине Тарковского несколько, как и этажей в каждом его «доме»/фильме.
Всё же думаю что этот ключ - ключ от парадной, входной двери дома под названием «Кино-язык Тарковского».