Увертюра к финалу

Sep 09, 2011 20:44

 
А вот интересно, это у всех или только у некоторых скорость повседневности изменилась к концу лета? Темп жизни резко ускорился, а течение времени как будто наоборот. По ощущениям будто прошел месяц работы, а на календаре все еще первые числа сентября. Тут даже читать новости, тексты, аналитику еле успеваешь, не то что писать. Но нет, «надо себя заставлять…»
Но  о чем писатьо, если нервические ритмы политики проявляются в сугубо вязких и непрозрачных процессах? Про Ливию уже сказано остаточно, и все новые сведения лишь подтверждают вскрытый сценарий двойной ловушки для исламистов и европейцев. Про Россию еще рано что-то говорить, поскольку сами игроки тыкаются туда-сюда, как ёжики в тумане. Вот и выходит, что единственной надежной нитью, позволяющей ориентироваться в этом сумеречном лабиринте, остается сюжетная канва булгаковского Романа, если читать его не только как сатиру, но и как пророчество о наших временах.
К этому же первоисточнику нас подталкивает и такое символическое событие, как появление «Мастера и Маргариты» на сцене любимого булгаковского МХТа. Но были и другие весьма красочные и шумные «звоночки» на день города в Москве.
Но для начала задам читателям еще один вопрос: Интересно, есть еще у кого-то в интерьере спальни, совмещенной с рабочим кабинетом, дубовый стол рядом с дубовой же кроватью, ну или хотя бы из дубового шпона?
Я это к чему спрашиваю, что вообще-то в фантастических интерьерах «комнаты Воланда» ничего особо фантастического нет. Мистическое чувство придает именно острый взгляд Автора из прошлого на наше время сквозь семьдесят с лишним лет. Но мы условились верить Воланду и Булгакову на слово в том, что это самый тысячелетний план существует в глубинах «коллективного бессознательного», а потому может быть подсмотрен и образно пересказан визионером, обладателем пророческого дара.
Вот скажем такая мистическая деталь как «канделябр с гнездами  в виде  когтистых птичьих  лап». Канделябр - это такая, обычно металлическая подставка, в которой обычно мерцают огоньки свечей или ламп. Для нашего времени деталь интерьера не характерная. На дубовом столе теперь стоят подмигивающие светодиодами компьютеры, о которых семьдесят лет назад вообще никто не слышал. А если ни понятия, ни слова такого, тем более в русском языке, не было, то как еще мог бы назвать Автор эту штуковину, увиденную сумеречным взором. Именно что металлическая подставка для ламп, да еще с гнездами USB. А ну-ка взглянем на значок рядом с таким разъемом: ничего не напоминает? Именно что птичью лапку. Ну да это, конечно, случайность.
А как еще иначе, кроме как «хрустальный глобус», мог бы описать автор из 30-х годов прошлого века компьютерный монитор с картинкой как в «Google Earth»? Причем подчеркнуто в тексте, что типичный пользователь Гугля не доверяет «новостям по радио», а желает сам все найти и посмотреть. Телевидение между прочим тоже по радиоволнам гонит невнятные новости в исполнении слегка косноязычных девиц. А вот Интернет вполне свободен от этих недостатков.
Наконец, одна небольшая, но значимая деталь указывает не просто на первое десятилетие 21-го века как период появления в Интернета геоинформационных сервисов, а конкретно на лето 2011 года, когда впервые локальные войны стали транслироваться в прямом эфире. Одно из таких военных событий - разрушение мирного дома и убийство матери с ребенком, оказалось в фокусе внимания мировой общественности, а значит и нашей Маргариты, которая является коллективным образом Москвы, точнее - столичной публики. Такое толкование позволяет понять череду образов завершающих глав Романа как символическое описание событий, которые привлекли особое внимание московской общественности.
Я об этом уже писал, и не раз. Скажем, началу 22 главы Романа мы сопоставили излишне громкое приземление летающего польского лимузина на военном кладбище близ Смоленской дороги. Совпадений в деталях достаточно, чтобы не отказать себе в опознании рулившего вип-рейсом «грача» как президента-«хромой утки», «качи» по-польски.
Далее мы отметили еще одно совпадение в сюжете 22 главы. Столичная публика весьма удивилась неожиданному затемнению в канун новогодних праздников, как и героиня Романа. Символичная «игра в шахматы» на ближневосточной «большой доске» тоже нашла отражение в картине текущей политики этим летом, в том числе в буквальном виде партии, разыгранной в Триполи под телевизионные камеры.
Опять же, безусловно, можно признать случайностью каждое из этих совпадений в образах и сюжетных поворотах Романа с некоторыми более или менее похожими картинками политических событий. По отдельности каждый случай не имеет значения. Но вот продолжающая и все более длинная цепочка таких случаев совпадения уже никак не может считаться случайностью. Если кто-то хочет возразить, то пусть в качестве контрпримера найдет в каком-нибудь другом году такую же цепь хотя бы из четырех подряд таких же событий, привлекших особое внимание столичной публики - катастрофа летающего лимузина, блэкаут в столичном регионе, убийство матери и ребенка с разрушением дома, плюс игра в политические шахматы. И чтобы все это еще транслировали на весь мир практически в прямом эфире.
Дл чего мы вспомнили уже разобранные в предыдущих записях журнала события и совпадения? Только для того, чтобы обратить внимание читателей на продолжение цепи совпадений с сюжетом уже следующей, 23 главы Романа.
Никому не показалось, что день города в Москве был, скажем так, несколько великоват для некруглой даты - 864 года? Такое впечатление, что Сергей Семеныч решил сразу превзойти Юрь Михалыча с его юбилейным Жарром. А еще щедрость банкиров-спонсоров праздника призвана продемонстрировать, кто нынче в городе заказывает музыку. Напомню, что в нашем толковании Романа Бегемот как коллективный образ  соответствует именно сословию финансово-торговой олигархии, «жирных котов».
Косвенно эта неурочная щедрость банков в поддержку нового мэра подтверждает нашу рабочую гипотезу о том, что пресловутое расширение границ Москвы служит именно для спасения балансов и кредитов под залог подмосковных земель. Ну и вдобавок заметим, что сама тема внезапного расширения пространства, адресуемая столичной общественности, очень даже соответствует образам 22 и 23 глав Романа.
Есть и еще одно возможное, отчасти конспирологическое объяснение неожиданной щедрости российских банкиров. Дело в том, что британским старшим партнерам местной олигархии нынче весьма сложно мобилизовать даже сотню миллионов долларов на нужды развития новейших технологий в важнейшем для них из искусств шоу-бизнеса. «Хлеба и зрелищ» - такой же древний имперский принцип управления, как «разделяй и властвуй».
Ну да это нам не столь важно, важнее факт тесного предвыборного сотрудничества либеральной олигархии рассеянского розлива с лондонским центром мягкой силы. А еще важнее - явная смена методов воздействия на нашу столичную общественность, попытка соблазнить, польстить, втереться в доверие.
Телевизионная картинка праздничного вечера 5 сентября вполне соответствовала сюжету начала 23 главы булгаковского Романа, про Бал. Маргарита (то есть внимание публики) перелетала с площадки на площадку. На Красной площади ее вниманию предстали самые лучшие оркестры мира (пусть и военные), в том числе и достаточно экстравагантные как та джаз-банда. Вместо здания московского Универа недолго до полночи расцветали тропические сады, порхали огромные бабочки и так далее. Не ручаюсь за точное воплощение сценария «начального облета», но общая атмосфера вполне соответствует.
Разумеется, это только самое начало финальной 23-й стадии в политическом процессе постсоветской Реставрации. Однако, начало всегда несет в себе и конец, альфа и омега всегда рядом. И уж совершенно точно символ «альфы» в этой увертюре был.
Если уж на то пошло, то и 22 стадия начиналась с авиакатастрофы под Смоленском и закончилось столь же громкой бедой под Ярославлем. Причем не имеет значения, какая из выдвинутых версий больше нам не понравится. Если это диверсия внешних заказчиков (внутренние у нас нынче только подручные) для запугивания рассеянской либеральной элиты, то это даже не так страшно для них, чем «мементо мори» вследствие стечения обстоятельств, указывающих на явные дефекты политического мышления и действия. Ну и проговорочка «пофрейду» об экстремистах, желающих спасать Россию, тоже неплохая реприза младшего коверного к начавшемуся затяжному политическому карнавалу.
Главное - не впадать по этому поводу в уныние или тем более в эйфорию. Это, в смысле увертюра к грядущей культурной революции, у нас в истории не в первый раз. Даже в таких же масштабах один раз было - в петровскую эпоху тоже был «карнавал» для местных элит с переодеванием в немецкое платье при поддержке англо-голландских партнеров. И в целом ничего, обошлось, за два века справились с последствиями.

анализ, Булгаков, РФ, политика, ММ

Previous post Next post
Up