Ситуация вокруг вожделеемой кремлевскими функционерами отставки крупного политика с поста мэра Москвы принимает совсем уже неприличные формы. Нарастающая интенсивность и жесткость «утечек из Кремля», а равно политическая вовлеченность двух вроде бы аполитичных «деловых» изданий перешла ту грань, за которой вздувшаяся форма начинает отрицать качество содержимого.
Ну в самом деле, можно ли поверить, что Юрь Михалыч в один из дней своего австрийского деньрожденьевого отпуска привез или прислал с нарочным заявление с собственноручным отречением? С чего бы это? А если бы такое заявление уже было в кремлевском сейфе, то зачем тогда усиливать информационную кампанию?
Упоминание Батуриной о таком заявлении от 2008 года, которому не дали хода, как раз и призвано дезавуировать распространяемые в политической элите слухи о наличии в Кремле такого заявления. Ради прояснения этого важного момента, собственно, и было затеяно это срочное интервью «по скайпу».
Что касается утечки о закулисных переговорах о политической сделке, то такой вариант возможен, но пока только в форме публичной оферты со стороны инициаторов информационной кампании. Иначе опять же не нужно было усиление кампании и разыгрывание в темную спикера Мосгордумы Платонова.
Однако, результатом дальнейшего повышения информационных ставок в политической игре становится ситуация полнейшего цугцванга, когда любое дальнейшее действие - и отставка Лужкова, и его сохранение, а значит усиление - ведет к ослаблению федеральной власти в целом.
Позорная отставка мэра, будь то «в связи с утратой доверия» или «по собственному» бьет не столько по мэру и его семье, которой есть, чем защититься. В нокдауне окажется, прежде всего, вся «Единая Россия» - то есть несущая конструкция федеральной власти. Это года три-четыре назад несущей конструкцией был пресловутый «чекистский крюк». Но после публичных разборок и явного раскола разложившейся чекистской верхушки эта стабилизирующая функция перешла к возрожденному механизму «партноменклатуры».
Иначе зачем было бы Путину как лидеру «условно национальной» части олигархии в последний момент перескакивать в лидеры сего убожества. Увы, но крайняя слабость этой временной несущей конструкции является тем единственным ограничивающим и скрепляющим здешнюю элиту фактором. Они теперь вынуждены подковерно бороться друг с другом крайне осторожно, почти как ежики это самое.
Так вот, нынешний информационный «накат» на Лужкова грубо нарушает этот нежный формат «ежового секса». А потому чреват сугубыми последствиями уже на октябрьских региональных выборах. Я даже не исключаю, что часть АП, курирующая оппозицию, желает использовать ситуацию, чтобы нарастить свое значение, подвинув «ЕР». Отсюда недавние провокации в Кирове и Новосибирске. Однако, такая, с позволения сказать, стратегия и тактика похожа на попытку согреться, поджигая гнилую, дырявую, но все же несущую стену своего дома.
Не исключено, что перевод информационной кампании на грань сугубого риска имеет своей целью именно спасение изначально проигрышной ситуации для АП. То есть люди реально понимают всю степень риска, но идут на него, чтобы втянуть в качестве посредника и спасителя самоустранившегося и наблюдающего со стороны Путина (или Зубкова, или хотя бы патриарха, то есть того, кто сможет разрулить эту ситуацию, проигрышную теперь не только для АП.
Кстати, в сети есть пара фактов, которая может объяснить, почему АП или ее часть вдруг ввязалась в эту самоубийственную атаку. Во-первых, есть признания исполнителей из НТВ в том, что приказ из АП об изготовлении компроматного телесериала пришел срочно в прошлый вторник. Этому предшествовал не только День города, но и появление довольно жесткого, но неполитического компромата на АПН.Ру. Не исключено, что целью этой публикации было создать условия для постоянного давления на мэрию со стороны Контрольного управления АП.
В этом случае, речь может идти о проявлении аппаратной конкуренции внутри самой АП. Чтобы не допустить политического усиления одного из замов, другой зам мог попытаться перехватить инициативу, чтобы показать свою незаменимость и ненужность козырей, добытых аппаратными конкурентами.
Эта внутриаппаратная интрига вполне могла наложиться на более серьезную политическую интригу, связанную с утверждением законопроекта о Сколкове. Этот проект с его льготами и «дырами в законе» вообще выглядит как отступное для еще одного первого зама из АП. Разумеется, проталкивание этого скандального закона не могло не вызвать сопротивления «под ковром», хотя бы ради политического торга. Одним из козырей со стороны АП является угроза задействовать подконтрольные СМИ. Но именно угроза, готовность, а не реальное задействование.
Однако факт есть факт, информационная кампания против мэра, а фактически и против всей «ЕР» совпала по времени с прохождением сколковского закона через Госдуму. А раз так, то в случае посреднического вмешательства и разбора полетов, это лыко пойдет не в строку АП, нарушившей формат «ежиного секса».
Однако, главная проблема сейчас - уже не ссора Лужкова со свитой Медведа, а тот самый цугцванг, найти позитивный выход из которого должен хоть кто-то. А где этот хотя бы условно позитивный выход? Не для Лужка и Медведа, а для политической элиты и для страны.
Кто-то скажет, ну и хрен с ними со всеми, и особенно с «ЕР»… Я бы тоже так сказал, если бы в заложниках у этой системы не были мои дети и вся страна. Увы, но другой элиты для вас нет ни у меня, ни у Путина, ни у Кирилла, ни у сталинцев, ни у ленинцев, ни даже у Господа Бога. Какую заслужили, такая и есть, плоть от плоти. Потому, как говорил в такой ситуации товарищ Сухов, хочется еще немного помучиться.
На мой взгляд, вернуть ситуацию в формат «ежового секса» еще есть шанс. Для этого нужно, как это уже привычно для наших политиков, оставить все почти как было, но изобразить для внешнего употребления, как большую реформу и победу федеральной власти. А потом уже эволюционировать дальше в новом формате, когда декоративные элементы постепенно станут органичной частью обновленной системы.
Есть ли такой паллиативный вариант для мэрии Москвы? Если оставаться в прежней парадигме президентско-исполнительной вертикали, то нет. Но эта самая президентская вертикаль уже была необратимо нарушена формированием тандема. Так что и нечаянная попытка вернуть ее, выглядит как фарс и попытка разрушить политическую стабильность.
Если же внимательно посмотреть на имеющиеся политические тренды, то искомый компромисс может найтись неожиданно просто.
Например, есть немаловажная тенденция, продвигаемая совместно и АП, и ЕР - это реформа муниципальной власти в крупных городах, где главой (мэром) становится не руководитель исполнительной ветви (наемный менеджер), а председатель представительного органа - горсовета или городской думы.
Вторая не менее любопытная линия - отказ северо-кавказских республик от президентского формата власти, пока что декоративный. Но здесь тоже есть куда двигаться.
Дело в том, что в основополагающем федеральном законе о принципах организации власти в субъектах Федерации полностью отсутствует ограничение на совмещение поста главы региона с руководством не только исполнительной, но и представительной власти. Внимательно прочитайте и убедитесь, что закон предоставляет региональному законодателю выбор - исполнительной ветвью может руководить глава региона, а может - просто глава администрации или председатель правительства.
Вторая предпосылка к компромиссному разрешению столичного кризиса содержится в законах о выборах - федеральном и московском. Лужков до сих пор числится первым номером в списке кандидатов в депутаты в Мосгордуму. Если кто-то из нынешних рядовых депутатов МГД пойдет на повышение в мэрию или получит иного отступного, то Лужков имеет право занять вакансию, а значит быть избранным в председатели МГД. Дальнейшее перетекание политического влияния в законодательный орган и юридическое оформление в уставе города - это уже неизбежное дело техники.
Самое главное, что такого рода компромисс дает возможность всем сторонам конфликта не только сохранить лицо, но и совместный политический контроль, а также провести назревшее обновление исполнительной власти в городе.
Вот как-то так…