08.08.08 (мои «пять копеек» в копилку версий)

Aug 09, 2008 13:13



Вот ведь, сам же прогнозировал, что 8 августа - глобальный «водораздел», но чтоб так резко, почему-то не ожидал. Значит нужно задать себе вопрос: почему не ожидал?

Потому что, на самом деле, Медведев был символом сближения с Западом, вынужденного, но тем более и реального. И эта тенденция никуда еще не испарилась, и проявилась даже в нынешней ситуации - картинка Путин с Бушем, очень осторожная реакция западных стран на вынужденные действия прозападного президента России.
Поэтому я бы не стал на месте «ура-патриотов», а равно - российского генералитета, слишком рано радоваться и требовать «развить успех». Хотя повод для удовлетворения и у них, и у большинства нашего народа действительно появился.
Но все же Медведев и даже Путин - последние, кого нужно за это благодарить.

Попробуем разобраться в сложившейся диспозиции.
Анализировать всегда нужно, начиная с фактов и условий), имеющих 100-процентную или близкую к этому достоверность.

Факт 1, геополитический. Без политического контроля над Южной Осетией и Галльским районом Абхазии Грузия никогда не сможет стать полноценным, состоявшимся государством, обладающим хоть каким-то суверенитетом. При этом присоединение Гальского района необходимо, во-первых, для контроля над Ингури-ГЭС как главным источником экономической основы суверенитета, во-вторых, для полноценного выхода к морю. Цхивальский регион важен не самим фактом своего существования, а прежде всего, господствующими высотами, определяющими безопасность всей центральной Грузии и, во-вторых, контроль над Рокским тоннелем Транскавказской магистрали.

Факт 2. Операция по «зачистке Южной Осетии» готовилась американскими советниками заранее, тщательно и все об этой подготовке знали. Вопрос всегда был только в удобном моменте. При этом даже озвучивался возможный политический формат окончательного урегулирования - тот самый, присоединение к Грузии Южной Осетии и Галльского района, то есть раздел Абхазии.

Факт 3. Реальная солидарность северо-кавказских народов с абхазами, которая собственно и вынуждает американских планировщиков ограничиться Галльским районом. Поскольку у них были и есть свои виды и на Северный Кавказ. Именно поэтому раздел Абхазии подразумевал одновременную поддержку Западом независимости самих абхазов.

Факт 4. Такого рода военная спецоперация по захвату Южной Осетии не могла планироваться американцами без предварительного зондирования и закулисного давления на Россию. В таких случаях заранее «светятся» все старшие, то есть непобиваемые козыри с тем, чтобы побудить геополитического противника - в данном случае Россию - готовиться не к сопротивлению, а к сохранению лица при неизбежном поражении.
Кроме того в рамках общего также заранее планируется и доводится мелкими кусками до исполнителей медиа-план пропагандистского обеспечения спецоперации.

Факт 5. Очевидно существующий раскол в российском руководстве. Военные давно и упорно планируют операции по защите Югоосетии и Абхазии, нефтегазовые олигархи и кремлевские политики торгуются с западными ТНК по поводу условий сдачи тех самыъ стратегических позиций, угрожающих путям трансзакавказских нефтегазопроводов.

Факт 6. Выбор момента, приуроченный к дню открытия Пекинской Олимпиады, также говорит сам за себя. Именно в этот день и следующие две недели Россия по вполне понятным политическим причинам никак не могла себе позволить развязать новую кавказскую войну из-за контроля над грузинскими трубопроводами. Ссориться из-за Грузии с Китаем - слишком большая роскошь. Так что расчет планировщиков был очень точен.
Но все это, разумеется, при условии достаточно грамотных действий со стороны грузинской армии по выполнению американского плана. В том, что сам план был грамотным, сомневаться не приходится. Об этом, в частности, свидетельствует очень грамотное содержание условий ультиматума, выдвинутого президентом Грузии перед началом вторжения в Юго-Осетию.

Факт 7. Выверенный и подкрепленный достаточными военными и экономическими ресурсами (интересы Би-Пи) американский план был сорван и провален. Об этом свидетельствует, во-первых, полная невнятность главных орудия пропаганды - таких как СиЭнЭн и БиБиСи при освещении событий. Фактически новостная картинка была скомкана и задвинута в дальний угол, а политические ток-шоу и комментарии - либо оказались абсурдными, если шли по заготовкам, либо вынужденно были оперировать с реальностью и осуждать действия Грузии.

Тот факт 8, что российское руководство также собиралось подстраиваться к чужому плану и не собиралось изначально вводить войска, подтверждается, в частности, конфузом Белковского. Сей весьма неглупый аналитик, информированность которого о планах Кремля в СНГ определяется его реальной ролью коммуникатора с соседским политэлитами, был еще утром 8.8.8 полностью уверен в пассивности российского руководства, и поставил на это свою репутацию. Но это отнюдь не единственный признак.

Теперь, исходя из этих весьма и весьма достоверных фактов, можно пытаться реконструировать всю ситуацию и понять, почему у американцев на этот раз не сложилось. Только напомню, что речь идет об описании политических раскладов вокруг военной спецоперации, а не о реконструкции и анализе самих военных действий.

Думаю, что главную ошибку грузин все уже и без меня осознали. Грузия вместо выполнения плана грамотной спецоперации, в которой основные задачи должен был решать спецназ, а армия только закреплять достигнутые рубежи, взяла и развязала полномасштабную военную операцию на полное уничтожение против населения маленького районного центра, пусть даже и вооруженного.
Вряд ли именно это планировали американские консультанты, все же они профи.
Но тогда возникает вопрос, а почему так случилось?

Ответ также очевиден. Из-за всем известной трусости грузинских военных. Нет, в качестве полководцев во главе русской армии, хитроумные и осторожные грузины могут даже войти в историю. Но в качестве бойцов в подразделения, полностью укомплектованными грузинами, - не получается. Как в том анекдоте -«Ну, не шмогла!»
Я думаю, грузины на меня не обидятся, если я констатирую весьма большое сходство между кавказским и англо-саксонским менталитетом. Отсюда и такая взаимная любовь. Но те же англосаксы - сто британские, что американские - сами очень хорошо осознают слабость своей пехоты. Воевать эти армии могут только в дистанционном режиме - до зубов оснащенные техникой и путем нажатия кнопок. Опять же лучше всего получается именно против мирного населения - что в Хиросиме, что в Дрездене, что в Белграде 1945-го и 1999-го, что в Багдаде.
Кроме того, в лагерях спецназа можно обучать в теории  самым дерзким операциям, но реальное обучение происходит только на практике. А практику грузинский спецназ проходил в Ираке, где американцы сначала открывали огонь из всех стволов по всему движущемуся, а только потом убеждались, что это мирные жители, женщины или дети.
Поэтому, когда план начал рушится, и консультанты в грузинском штабе начали разводить руками, грузинскому командованию, чтобы не отвечать за провал, пришлось двинуть основные силы в Цхинвал. А там уже грузинские вояки с огромадного перепуга занялись форменным геноцидом осетин.

То есть развязывание в день Олимпиады полномасштабной и грязной войны против собственного (по утверждению Саакашвили) народа уже было следствием провала плана на самом первом этапе - то есть еще ночью с 7 на 8-е.

Что же было, в таком случае, главным фактором для срыва плана. Для этого нужно попытаться понять, в чем этот самый грамотный план мог заключаться. Опять же придется вернуться к стратегическому геополитическому положению - но не Цхинвали, а высот вокруг него. Любой грамотный план должен был предусматривать захват спецназом господствующих высот и перерезание всех коммуникаций. И такие действия действительно имели место 7-го и даже ранее. Но уже к вечеру 7-го грузины были выбиты с этих высот «осетинским» спецназом.
Во -первых южные осетины и без этого были закалены в реальных боях, а не в стрельбе по мирным жителям Ирака. Во-вторых, наши российские консультанты и инструктора не хуже американских. Ну и наконец, среди сотен и тысяч северокавказских добровольцев наверняка могли совершенно случайно затесаться люди, прошедшие суровую боевую выучку в частях спецназа ГРУ. Во всяком случае отличить их от обычных осетин или абхазов, я бы не сумел, даже если бы захотел. Вот и российские миротворцы вряд ли захотели.

Однако, эти два фактора - немного разный человеческий материал с российкой и с американской стороны, не объясняют тем не менее активного вмешательства России во второй половине дня 8-го, после заседания Совбеза и приказа Медведева.
Почему вдруг российский насквозь компрадорский режим пошел на поводу у собственного народа и защитил малую его часть в Цихнивали. Хотя еще утром готов был примириться с гибелью сотен и тысяч мирных жителей?

Здесь могли сыграть два фактора, которые я уже указал, номер 3 и номер 5 - северокавказская солидарность и фактор раскола политической элиты.
Если бы российская армия промедлила еще полдня, то инициативу в отражении грузинской агрессии взяла бы на себя северокавказская общественность. И вполне могла открыть второй фронт с наступлением из Абхазии. У Грузии уже не хватило бы сил. И это была бы уже война Грузии не против России в лице осетин, а против Северного Кавказа. И фактор российского спецназа политически играл бы уже не за Россию, а за действующий автономно, то есть уже частично отделившийся Северный Кавказ. Вероятно, одной из последних капель могло стать заявление Кадырова о готовности стать политическим лидером такого северокавказского сопротивления.

Но и этого внутреннего фактора было бы мало для нынешнего Кремля. Не знаю точно, просчитывали американские планировщики это самое влияния бездействия Кремля на перспективу суверенизации Северного Кавказа, но это был бы очень сильный удар по России, и особенно по президенту Медведеву. Отымпичить может и неотымпичили бы, но влияние было бы равно нулю. Поэтому должны были встрепенуться те внешние западныесилы, прежде всего староевропейские, но не только , которые делали ставку на Медведева в споре с пробушевскими «силовиками». И когда не только снизу от военных пришли жесткие сигналы, но и сверху - от западных партнеров Газпрома пришла команда - нужно спасаться и спасать глобльный баланс, тот Медведев не мог не отдать приказ. Могу представить, как ему было страшно.
Разумеется, это только версия. «Но я так вижу».
Но если так, получается, что Бог в этот раз опять спас Россию. Как тут не вспомнить о библейской символике числа «восемь», о которой я писал недавно в «Авторецензии».

А еще раньше я, помнится, проводил аналогии между процессом распада однополярной политической системы в 2008-м и демонтажа союзного центра в 1991-м. Похоже, что нынешний кризис вполне заслуживает быть сопоставленным с финалом предвыборной кампании июня 1991-о, когда союзный центр только-только начал осознавать свою неадекватность. В этом случае следующим шагом проигрывающего союзного центра была первая попытка наделить будущих гэкачепистов чрезвычайными полномочиями через решение представительной власти. На глобальном уровне этому может соответствовать попытка расширения НАТО или зоны ее ответственности с закреплением мандата в ООН. Но для этого нужна дальнейшая эскалация напряженности. Ну что ж, приготовимся.

Кавказ, анализ, 3мировая, РФ, 8/8/8

Previous post Next post
Up