Как нам обустроить грузин!

Sep 29, 2006 14:47

Уважаемый грузинский друг
gigienishvili очень своевременно поставил вопрос о рациональных и не очень основаниях взаимной российской и грузинской внешней политики.

Кроме стремительно уменьшающейся экономической основы взаимоотношений, есть еще международно-правовая основа, роль которой подчеркнута, но несколько преувеличена. Гораздо более важной является психологическая основа отношений между русскими и грузинами, в рамках которой грузины в начале 90-х окончательно утратили ранее признаваемое русскими историческое старшинство. Просто потому, что начали вести себя как какое-нибудь племя подросткового исторического возраста, вроде чечен. Такое "впадание в детство" случается, как видим, и с целыми народами, а не только с отдельными людьми старшего возраста. И сопровождается таким же набором психологических проблем, включая переход от прежней приветливости и хлебосольности к скаредности, мнительности, подозрительности по отношению к тем "взрослым", на которых держится общий дом. (Примечание - эта психологическое наблюдение относится к грузинскому этносу в гумилевском смысле, но ни в коей мере не относится к отдельным грузинам, каждый из которых переживает свой собственный возраст, а равно - к субэтносам, составляющим мозаику грузинского этноса).
Но все это - экономика, право, психология - суть внешние основания или предпосылки российско-грузинской политики. Кроме этого имеет место техника самой политики. И здесь долгий византийский опыт и врожденный артистизм помогает грузинам даже в заведомо проигрышной ситуации, в стремлении к иллюзорным целям, теснить русских политиков. Прямо скажем очень неприятная, но вполне житейская ситуация, в которую попадают многие серьезные мужчины, вынужденные жить с истеричной тещей, которая когда-то была красавицей, а нынче ежедневно срывает зло на добродушном и гораздо менее техничном зяте.
Так вот, если серьезно, именно в плане внешнеполитической техники Россия серьезно уступает не только Грузии, но и многим другим поствизантийским соседям. Так что дело здесь вовсе не только в кознях американцев или европейцев, которые вполне по-соседски подбадривают грузинскую "тещу", чтобы та отвлекала русского "зятя" от более важных дел.
Чтобы не вдаваться в детали, которые и так известны большинству читателей, сформулирую основной вывод анализа ситуации. Россия вынуждена пятиться потому, что уступила инициативу в информационном поле. Причиной этого является наследственный экономический детерминизм строителей "либеральных" или "энергетических" империй (на эту тему см. последний анализ
efilinov. )
А между тем главным в политике было и остается управление символическим капиталом в общем информационном поле. Сегодня получается так, что русские вынуждены внимательно следить за тем, что происходит вокруг Приднестровья, вокруг Абхазии или военных баз в ГРВЗ, так что инициатива находится в руках тех, кто реально контролирует соответствующее символически значимое пространство или подступы к нему (Киев в одном случае и Тбилиси в другом).
А нужно, чтобы наоборот - грузины внимательно следили за сообщениями из Москвы и России.
"Мишико-великолепный" удерживает инициативу в информационном поле до тех пор, пока обсуждение касается судьбы субэтносов грузинского этноса - сванов в Кодори, аджарцев или джавхетских армян. Москва, делая упор на судьбе лимитрофных субэтносов - абхазов и осетин, ставит себя на равных с Тбилиси, то есть сужает горизонт своих возможностей.
Между тем Россия в своей политике вполне может повысить планку, раздвинуть горизонты прогнозов и соответственнно внешнеполитических планов, и оперировать в информационном поле с символикой, касающейся судьбы всего грузинского этноса. Тем более что в таком долгосрочном плане позиция и политика нынешнего тбилисского режима весьма уязвима.

Это самая общая рекомендация. Если же переходить к конкретике, в стиле "Если бы я был гендиректором Кремля", то кратко можно предложить следующую стратегию:
Во-первых, привлечь или создать символически значимые, то есть неангажированные интеллектуальные центры к обсуждению долгосрочных последствий нынешней политики Тбилиси, причем в более широком контексте нежели искусственное российско-американское недопротивостояние. Можно, например, заметить, что выдавливание из Грузии русских с очень малой вероятностью ведет к замещению их европейцами, а тем более американцами. Всяческие эмиссары и советники от ОБСЕ и НАТО относительно спокойно чувствуют себя лишь, пока Россия гарантирует статус-кво. С гораздо большей вероятностью создаваемый бездумной, истерической по своей сути политикой "саакашистов" внешнеполитический вакуум заполнится исламским фактором. Даже долгожданное НАТО может прийти в Грузию только в форме турецкой армии, никак не американской и даже не польской.
Из этого должен делаться вполне практический вывод   - России следует готовиться в среднесрочной перспективе не к высылке грузин на историческую родину, а наоборот - к приему многих сотен тысяч беженцев из Грузии, которые будут вынуждены бежать от террора исламистов и местных наемников. 
То есть Россия должна, наконец, честно признать, что в условиях, когда Бог явно наказывает грузин лишением разума, Россия не сможет гарантировать, что ситуация в Абхазии начала 90-х не повторится в масштабах всей Грузии, причем уже без российских миротворцев, а в лучшем случае с турецкими, которым будут гораздо ближе турки-месхетинцы, азербайджанцы и чеченцы, чем капризные грузины. 
(Что касается надежд на англосаксов, то достаточно вспомнить, как они "кинули" ливанских христиан и сами создали условия для господства исламистов в Ливане в начале 90-х. Для них что грузины, что русские, что чечены...)
Соответственно, должны стать достоянием сначала прогнозы, а затем и планы по размещению лагерей грузинских беженцев по всей территории России, кроме столичных регионов. Можно даже предложить грузинам самим заранее побеспокоиться и получить в российском посольстве номерочек и памятку - где и как переходить российскую границу, к кому обращаться, какой маршрут дальнейшего движения по  Сибири и Дальнему Востоку выбрать. Кто первым обратится, тот будет проживать в более южном лагере беженцев.

Кавказ, РФ, прогноз, политика, символика

Previous post Next post
Up