О корпоративном качестве элит

May 21, 2023 15:18

Оно, конечно, адреналиново переживательно - следить с блогерского дивана почти в прямом эфире за шумной и дымной движухой где-то там в горячих черноземах диковатого поля бывшей Украины. Многим даже кажется, что от исхода очередной решительной битвы за будущие руины зависят судьбы народов и империй. Хотя на самом деле все обстоит ровно наоборот - и сами границы, и судьбы решительных битв при их передвижении зависят от фаз развития империй и движущих ценностей народов. Это еще Ибн-Хальдун в восьмом веке хиджры описал, а наш Лев Гумилев еще в прошлом веке эмпирически раскрыл и обосновал в виде психолого-исторической модели стадий этногенеза.

Однако даже почитатели Гумилева иногда путают понятие пассионарности с амбициозностью, тонкую духовную энергию с социальными формами, в которых эта тонкая энергия проявляется внешне. И если на подъеме империй и наций новые формы наполняются высокими смыслами, то по мере их взросления и тем более упадка «старые меха» заполняются как раз только внешними амбициями, что вытесняют живой творческий дух. Хотя без амбиций элиты никакое развитие тоже невозможно, и они тоже необходимы как внешний стимул для проявлений творческой энергии.

Подъем или наоборот упадок сообществ зависит от соотношения, соподчинения внешних амбиций и творческого духа. Об этом еще Арнольд Тойнби предупреждал своих амбициозных соплеменников. А в краткой форме есть такой девиз у эффективных менеджеров - «Корпоративный дух побеждает гениальность». В том числе путем формального учреждения позиций «гениев» для замещения амбициозными консультантами.

Кстати, именно соотношение внутреннего и внешнего, пассионарности и амбициозности определяет фазу развития исторических сообществ. На Подъеме творческий дух опережает подавляемые окружением внешние амбиции, в Надломе сначала излишние амбиции приводят к частичному разрушению, а затем все же творческий дух выравнивает средний баланс, в третьей большой стадии достигнутый внешний статус и баланс поддерживается подчиненными творческими силами.

Есть очень наглядный пример яркой биографии гения на фоне исторического кризиса пассионарной элиты на Пике Подъема, превращающейся в корпоративную элиту начала Надлома. Когда нам в школе или в кино рассказывали об Александре Суворове, то только о победах славного генералиссимуса. Иногда о его эксцентричных выходках после героических побед. Однако мало кто не то что рассказывает, а даже задумывается о том, почему и как именно Суворов стал ярким лидером пассионарной части элиты на фоне достаточно явных проблем у большей корпоративной части и их лидеров.

На самом деле после суровых испытаний петровской эпохи и первой половины 18 века вся имперская элита обладала огромным наследственным потенциалом как амбиций, так и пассионарности. Только после первых имперских достижений всей элиты, когда появилась объективная возможность облегчить себе и детям бремя государевой службы, именно повышенные семейные амбиции послужили разрушению петровской системы. Сыновья и внуки заслуженных боевых генералов или иных строителей империи стали массово проходить рядовые и даже офицерские ступени службы, не отрываясь от мамкиной юбки или столичных развлечений.

Высокородному Александру Васильевичу Суворову в этом смысле «не повезло». Изначально с детства он был тщедушным «хлюпиком» с очень слабым физическим здоровьем, так что родители даже не стали его записывать еще младенцем в какой-нибудь полк. Однако высокую наследственную амбициозность, как и пассионарность он все же унаследовал. Игры со сверстниками в столичной среде, законно представлявшимися унтер-офицерами славнейших полков, не могли эти наследственные амбиции не уязвить и не пробудить творческий дух для преодоления главного физического препятствия в виде собственного тела. Отсюда собственная система закалки и самоподготовки, в том числе освоение огромной библиотеки военных знаний. Отсюда и приписанные три года возраста, чтобы побыстрее реально, а не только по бумагам служить в армии.

И все равно 12 лет форы, которую он дал столь же амбициозным сверстникам своего круга, на многие годы оставались надежным стимулом для работы творческого духа. Когда другие дети высшей элиты сами лет в 25 становились паркетными полковниками или генералами, Суворов только начинал офицерскую карьеру. Зато получил реальные, а не только теоретические знания и понимание военной службы и военной логистики на всех уровнях. Так что догнав в конце концов своих конкурентов по корпоративной лестнице, сохранил творческий дух и развил управленческие таланты. И затем в таком же темпе обошел всех европейских генералов и фельдмаршалов на крутом повороте истории. Однако, в то же время, когда Суворов одерживал свои последние феноменальные победы, как Швейцарский поход, сложившаяся в Петербурге элитная корпорация уже начала большую серию столь же блистательных военных провалов.

Собственно, именно так всегда и работает машина истории, когда пассионарный представитель высшей элиты, вынужденно оказывается в маргинальном для высшей элиты кругу амбициозных пассионариев, и затем становится их лидером, чтобы вывести новое поколение на новый уровень развития. Это «творческое меньшинство» тоже затем после смерти лидера раскалывается и встраивается в корпоративную систему, но самая пассионарная часть образует новое меньшинство вокруг новых лидеров. Для Суворова препятствием для амбиций было здоровье, но зачастую такими маргинальными лидерами «творческих меньшинств» становятся бастарды, наследующие энергию и таланты своих родителей. Поговаривают, что среди них такие фигуры, как Багратион, Пушкин, Сталин, но кто же станет рисковать официальными подтверждениями этих дворцовых тайн.

В имперской фазе Подъема внешние стимулы и накопленная пассионарность элит позволяет преодолевать корпоративные страхи (они же - амбиции) элит и связанные с этим проблемы развития. А вот на большой стадии Надлома имперские сообщества (как большая Россия или англосаксонские страны) раскалываются и расходятся на отдельные сектора, в которых соотношение амбиций и творческого духа не просто может, а должно быть различным. Соответственно и результаты развития будут разными. В более суровых северных условиях, как в коренной России и Сибири, сама природа создает высокий гандикап для внешних амбиций, заставляя работать творческий дух. На относительно благодатных южных и западных окраинах, обустроенных в том числе за счет высокой пассионарности имперского ядра - корпоративный дух гарантированно подавляет любую гениальность, и даже просто любые попытки умерить внешние амбиции элит ради общих интересов. Что все мы и наблюдали на постсоветской бывшей Украине, уровень развития которой за 30 лет упал со среднеевропейского до среднеафриканского.

Однако и на глобальном уровне между цивилизационными элитами происходит такая же дифференциация, расхождение исторических судеб между самыми амбициозными англосаксонскими элитами и самыми пассионарными в России. То что мы теперь называем украинизацией США и Западной Европы или Польши как самой амбициозной нации Восточной Европы - есть проявление общей закономерности развития. Той же самой, которая немного ранее усилиями амбициозных элит Украины и Закавказья при поддержке той же Польши - породила и затем разрушила корпоративную номенклатурную надстройку Советского Союза.

Разрушение позднесоветской квазиимперии связано с таким же отрывом корпорации высших элит от реальности, как и у екатерининских паркетных генералов. Среди уважаемых членов Политбюро и генералитета было достаточно пассионарных в свое время лидеров, как Косыгин, Устинов или Долгих, знающих и понимающих все стороны выстроенной ими социально-экономической машины, включая ее изъяны. Однако дети и внуки сталинской номенклатуры быстро становились «паркетными генералами», мотивированными загранкомандировками, а не сибирскими стройками. И это корпоративное качество элиты никак не зависело от формальной идеологии. Точно так же разлагались все исторические идеократии, начиная с описанных в шумерских табличках или в Книге Судей Израильских. Знания о предмете управления и сами управленческие таланты не передавались по наследству поколениям, выращенным в относительно благополучные периоды. Так что соотношение амбициозности/пассионарности резко смещалось в сторону корпоративного духа, а не творческого.

Разница в качестве екатерининской и брежневской имперской элиты - в том, что в конце Подъема был еще запас пассионарности дворянской элиты, растущей численно и кооптируемой за счет присоединения южных и западных окраин. Пассионарным лидерам как Суворов или Потемкин еще было кого возглавлять. При Брежневе номенклатурный застой охватывал все элитные слои, и даже при наличии пассионарных личностей, так или иначе вытесняемых конкуренцией элит в маргинальные поля типа афганской операции, даже эти контрэлиты быстро получали свою мафиозную нишу в рамках корпоративной системы эпохи Надлома. И только глобальная маргинализация всей российской элиты дает шанс для существенной пассионарной части русского общества получить большее влияние над корпоративной элитой.

Если же говорить о корпорации глобальной финансовой элиты и подчиненных ей корпоративных элит стран Запада и неоколоний типа Б/У, там шансов у пассионариев как-то повлиять на сугубо внешние амбиции элит - нет и не предвидится. Какие-то значимые ниши для творческой работы в сфере технологий еще оставались, но нынче почему-то все новые «джобсы в юбках» проходят по статьям «мошенничество». Отрыв западных элит от реальности, которой они вроде как призваны управлять - усугублен еще и переносом реальных производств и даже масштабных сервисных услуг в развивающиеся страны. А для столичных элит бывшей Украины такой же эффект имело паразитирование на российском транзите и энергодотациях, усугубленное таким же ментальным отторжением русского Донбасса, как элиты «демократических» мегаполисов США отчуждены от американской глубинки.

Все эти обобщенные рассуждения имеют, тем не менее, вполне прикладное значение для оценки и прогнозов текущей ситуации как в зоне СВО, так и на глобальном уровне. Нужно осознавать и учитывать качество, вернее степень корпоративного разложения (украинизации) элит США и Запада, не говоря уже о самой Б/У.

Например, для нормального пассионарного наблюдателя, судящего о ситуации по своим творческим ценностным критериям - упорная оборона Бахмута со стороны режима Зеленского выглядит абсолютно нелогичной, даже абсурдной. Ради чего было отправлять на убой десятки тысяч мобилизованных и многие сотни единиц боевой техники? Главное, зачем при этом уничтожать резервы для вполне возможного удара или хотя бы угрозы таким решительным ударом - как козыря на закулисных переговоров. Да и сам «законодательный» запрет на переговоры - просто абсурден с нормальной точки зрения, как абсолютно абсурдны действия ВСУ и политической элиты, если их задачей считать защиту, а не уничтожение своего народа.

Однако, если все же смотреть на ситуацию глазами сугубо корпоративной элиты, встроенной в глобальную корпорацию элит, то бизнес-логика из разряда «пять старушек - рупь» вполне присутствует. Для киевских элит, как и для американских война - это «джаст бизнес» и не более того. «Бахмутская мясорубка» была нужна исключительно для эффективного менеджмента по изъятию денег у населения. Все так называемые «силовики» снизу доверху выстроились в порядке чавкающей свиньи, поглощающей поток взяток за право просто выжить - погранохрана продает окна на выезд, военкомы и медики - индульгенции от призыва, полевые командиры - места не на передовой, вышестоящие штабы собирают дань с полевых командиров, откупающихся от посылки в Бахмут. Однако вся эта чавкающая и отрыгивающая кровь машина переработки населения в баксы и недвижимость на теплых морях не может работать без наличия «мясорубки». Куда показательно запихивают лузеров, не сумевших откупиться или настолько отупевших от пропаганды сектантов, что сами желают умереть за святое дело обогащения корпораций.

Однако кроме этого относительно мелкого гешефта на сотни миллионов долларов, на глобальном уровне работает еще более масштабно чавкающая корпоративная машина, для которой лузерами, которых нужно показательно схарчить в «мясорубке», является сама украинская элита, не говоря уже о простом народе. Вот тут и возникают необычные эффекты в работе эффективных менеджеров украинской бойни.

Одно дело посылать на убой простолюдинов и подставлять под удары конкурентов, и совсем другое - самим выполнить американские команды о наступлении, а значит выползти из бункеров и попытаться руководить из полевых штабов и штабных машин на марше. Тю, таких дурных среди укрогенералов нэма, и даже среди офицерского состава не так много. И вот уже СБУ расследует многочисленные случаи травм, слишком похожих на самострелы. И даже сам главком Залужный на период сдачи Бахмута тоже спрятался куда-то в бункер - вероятное тоже намеренно подставил мягкие ткани под осколки. Впрочем, и «главкомик» Зеленский предпочитает бесконечное турне по заграницам ожиданию в бункере, прилетит «Кинжал» или пока нет. Причем «свои» же и подставят, сольют координаты русским как якобы склад с оружием.

С учетом тотального влияния на киевские разборки корпоративного Запада, пусть даже расколотого на воюющие между собой фракции, никаких объективных шансов для сохранения Б/У как нации, а не корпорации по утилизации остатков ресурсов - просто нет. Носителей национального самосознания в элитах просто не могло остаться, если даже были выращены при советской власти и сохранялись еще при Януковиче. Поэтому главный вопрос не в продолжении дальнейшей утилизации остатков бывшей УССР коллективным Западом.

Есть более важный глобальный вопрос о возможности самосохранения самих США, пусть даже за счет разрушения и утилизации вассалов. Если ядерная сверхдержава не просто сдуется до одного из полюсов многополярья, а рухнет из-за очевидного разложения и отрыва от реальности элитной корпорации - мало никому не покажется. Дело даже не в приватизации ядерных и химических арсеналов воюющими сторонами в гражданской войне. Достаточно и просто резкого падения платежеспособности и обрушения мировой торговли, чтобы следом рухнули в кризис Китай, Европа и другие «полюса». И даже самодостаточной России будет невозможно отгородиться от всемирного хаоса. Однако состояние элит и прогноз для США заслуживает отдельного рассмотрения.

США, Тойнби, параллели, Россия, Суворов, Киев, Гумилев

Previous post Next post
Up