Корни и крона психологии (16)

Aug 08, 2018 17:16

16. Шаткость эмпирической «башни»
(начало, предыд.)
Продолжим исследовать научные и методологические основания эмпирической типологии Майерс-Бриггс, а заодно и «соционики». Для этого попытаемся сравнить 16 секторов 4-мерного пространства психотипов MBTI с ранее разобранными девятью секторами в более простом, а потому надежном двумерном пространстве по осям «Север-Юг» и «Запад-Восток», символизирующим две пары основных психологических функций Юнга - «интуиция-чувство» и «мышление-ощущение».

Прежде чем переходить к логике эмпирических систем, позаботимся об этике. Есть ли у нас моральное право вторгаться в сугубо «научную» сферу с интерпретациями древних натурфилософских систем? Достаточно близкое знакомство с творчеством и биографией доктора Юнга позволяет заподозрить ученого отца аналитической психологии в определенном лукавстве. Открытие четырех основных психологических функция сам он обосновывает исключительно своей огромной психоаналитической и терапевтической практикой. Хотя на самом деле именно огромная и успешная психологическая практика, тем более первопроходческая, возможна лишь на основе глубокой интуиции.

Глубинная интуиция, в свою очередь, невозможна без высокого уровня духовной энергии, который поддерживается только «символической жизнью» в терминах самого же Юнга. Он же сам советовал депрессивным клиентам обращаться к символической жизни традиционных религий. Кроме того, классики психоанализа легко интерпретировали символику сновидений и свободных ассоциаций на основе древнейших мифов. Но при этом сын пастора Юнг ни разу не упомянул евангельскую антропологию апостола Павла, как раз и содержащую четырехчастную структуру личности. И это умолчание более чем красноречиво.

Во-первых, отсылка к основам христианского учения в научной и, тем более, в психологической среде начала ХХ века послужила бы «красной тряпкой» для всех идеологизированных «быков». Возрождать неоязычество - сколько угодно, но только не поддерживать христианскую традицию как опору «старых режимов». Для контрабанды древних корней в новую психологическую науку лучше умолчание, чем признание. Так что моральное право оценивать эмпирические системы последователей Юнга на основе общих древних корней у нас есть. Как и право обращаться к типологии Юнга напрямую, без ангажированных посредников из той или иной соционической «школы».

Еще одно замечание о психологических предпосылках типологии Майерс-Бриггс, основанной на четырех шкалах измерений. Теория и практика MTBI с самого начала была нацелена на бизнес-задачи, кадры для корпораций. Само бизнес-сообщество, в отличие от подчиненных ему производственников или аппаратных работников, включает боссов, перфекционистов, индивидуалистов и посредников с заметным преобладанием функции чувства, то есть эмоциональной оценки «хорошо-плохо» по той или иной принятой в обществе шкале оценок. Поэтому авторы типологии смогли увидеть в теории психотипов Юнга именно эти четыре дихотомии противоположных знаков, формирующие эти шкалы оценок. И далее работали уже привычным для психологов и кадровиков методами измерения с помощью тестов.

Правду сказать, сами эти тесты выглядят местами весьма наивно - взяли просто пары терминов из книги Юнга и просят оценить, какой из них вам больше нравится. Например, выбрать из пары слов «конкретный-абстрактный». Но самое смешное, что и такой самый простой подход отчасти работает и до сих пор пользуется популярностью. Хотя разумеется, ответы зависят от многих факторов как уровень культуры тестируемого или интровертной/экстравертной установки. Например, интроверт будет оценивать, что ему нравится в себе или для себя, а экстраверт - что в других. В одном настроении ответ будет таким, а в другом - противоположном. В среднем и при методической помощи интервьюера приблизительный результат имеется.

Хотя на самом деле главным для начала работы эмпирической системы и основанного на ней сообщества адептов были не сами тесты и их результаты, а сформированная самой постановкой вопросов «научная» метафизика - та самая внешняя сетка координат и разбиение пространства оценок на 16 секторов. После этого в работу могли вступить профессиональные психологи-кадровики с более развитой ощущающей функцией. Как и для всех духовенских профессий, в нашем случае важно направленное внимание на определенные признаки, параметры классифицируемого субъекта. Четыре шкалы оценок и 16 секторов классификации основу для такой работы дают. «Жрецы» новой системы волей-неволей начинают видеть мир (социум) через эту «призму».

Кроме того, авторы эмпирической системы обязательно обладают развитой интуицией, чтобы не только интуитивно различать схожие и несхожие психотипы, но и создать, синтезировать краткое описание каждого, по сути тот же «гороскоп», похожий на вышеприведенное самоописание у Иоганна Кеплера. В дальнейшем именно «гороскоп» становится основным инструментом для интервьюеров-кадровиков, а тестовые измерения вспомогательным средством, требующим уточнения при общении с клиентом. Если тест и сопоставление с «гороскопом» дают расхождения, то тест считается менее надежным, чем личное мнение квалифицированного интервьюера.

Поэтому и мы тоже будем опираться, прежде всего, на достаточно подробное описание особенностей поведения для всех 16 основных психотипов. Хотя еще раз нужно оговориться - на самом деле речь идет о 16 секторах классификации, куда могут попасть те или иные варианты психотипов. Адепты MTBI тоже признают эту усредненность классификации и возможность вариаций. Опять же, и типология MTBI, и ее вариант «соционика», и Эннеаграмма, и изначальная типология Юнга (как и антропология апостола Павла) - «ощупывают» одного и того же «слона» из «черного ящика» психики. Поэтому результаты ощупывания в виде описаний конкретных особенностей тех или иных психотипов должны быть похожими при сходстве тех или иных параметров. Этим мы и воспользуемся для проверки и сравнения результатов.

С позволения читателей не буду подробно разъяснять систему тестирования и классификации психотипов MBTI. При желании легко найти и тест, и описания типов в Интернете в самых разных вариантах. Три слегка отличающихся варианта «научного гороскопа», на мой взгляд, достаточно для надежного сравнения с описанием социальных ролей в Эннеаграмме. Опять же для чистоты эксперимента я старался не отвлекаться на расшифровку четырехбуквенных кодов каждого из 16 секторов типа ESTP или INFJ. Благо эта англоязычная расшифровка не сразу поддается сопоставлению юнгианским типам и функциям. Так что первым делом нужно было найти среди описаний типов MBTI такие, что больше всего похожи на описания типов Эннеаграммы.

Четыре «осевых» типа, ориентированных в нашей таблице 3х3 строго на Север, Восток, Юг или Запад, нашли почти однозначное сопоставление.
«Западному» типу Достигателя в типологии Майерс-Бриггс вполне соответствует тип с индексом ESTP. (В скобках заметим, что в соционике этот тип обозначен как ЛСЭ и ему приписано символическое имя «Жуков», то есть иначе - Маршал. Кроме того, MBTI помечает этот тип как Promoter Executer - рекомендуемые позиции.)
«Южный» тип Босс - так же однозначно сопоставляется с описанием типа ESFP (Motivator Presenter/ соционический Наполеон, Политик - СЭЭ. В остальных случаях именная соционическая символика, скорее, запутывает или мало что иллюстрирует.)
«Восточный» тип Скептик - по описанию схож с типом ISTJ (Planner Inspector/ Максим - ЛСИ).
«Северный» тип Мыслитель - больше похож на тип INTP (Designer Theorizer/ Бальзак - ИЛИ).

Четырем «угловым» типам Эннеаграммы соответствуют по два типа MBTI, хотя в этом случае совпадений в описаниях меньше, особенно для эннеатипов Перфекциониста (Ю-З) и Помощника (С-В).
«Северо-западному» типу Энтузиаста соответствуют типы ENTP (Explorer Inventor/ Дон Кихот - ИЛЭ) и INTJ (Conceptualizer Director/ Робеспьер - ЛИИ).
«Северо-восточному» типу Помощника соответствуют по описаниям типы ENFJ (Envisioner Mentor/ Гамлет - ЭИЭ) и INFJ (Foreseer Developer/ Достоевский - ЭИИ).
«Юго-восточному» типу Индивидуалиста соответствуют типы ESFJ (Facilitator Caretaker/ Гюго - ЭСЭ) и ISFP (Сomposer Produser/ Дюма - СЭИ).
«Юго-западному» типу Перфекциониста не без труда, но удалось сопоставить типы ISTP (Analizer Operator/ Габен - СЛИ) и ENTJ (Strategist Mobilizer/ Джек Лондон - ЛИЭ).

Последний из них (Джек) по описанию, да и по кодировке типа может относится и к северо-западному сектору Энтузиаста. Однако экстраверт и прирожденный предприниматель. В общем, сомнения по этому поводу до сих пор есть: вполне может быть, что никакой симметрии при сопоставлении двух типологий не наблюдается. Тот же «Габен» тоже не настолько выраженный Перфекционист, и может быть отнесен к среднему девятому сектору Посредников.
В среднем наличие по два типа в «угловых» секторах Эннеатаблицы соответствует ранее сделанным выводам о возможности разделить эти угловые сектора надвое, так что будет не восемь, а 12 секторов по кругу.

Оставшиеся четыре типа, несмотря на достаточно четкие особенности, имеют одну общую черту - сдержанность проявлений, социальную пассивность. Так что все четыре (а может и все пять, если с Габеном) могут быть отнесены к сектору Посредников или Миротворцев. При анализе типов Эннеаграммы мы уже отмечали, что в этот сектор могут попасть разные пары с уравновешивающими функциями - «интуиция+чувство»(С+Ю) или «мышление+ощущение» (З+В). Назовем эти четыре оставшиеся типа MBTI:
ENFP (Discoverer Advocate/ Гексли - ИЭЭ);
ESTJ (Implementor Superviser/ Штирлиц - ЛСЭ);
ISFJ (Protector Supporter/ Драйзер - ЭСИ);
INFP (Harmonizer Clarifier/ Есенин - ИЭИ).

В итоге 16 типов MBTI распределились по Эннеатаблице таким образом:

INTJ

С

INTP

INFJ

ENTJ?
ENTP

ENFJ

INFP

З
ESTP

ENFP

ISTP?

ISTJ
В

ESTJ
ISFJ

ISTP?

ISFP

ENTJ?

ESFP

ESFJ

Ю

Как и предполагалось, в большинстве случаев типы MBTI, измеренные по четырем шкалам, распределенные по секторам Эннеатаблицы, довольно точно попали именно в те сектора, которые соответствуют той или иной доминирующей функции или паре. Тут будет уместно, наконец, расшифровать буквенные коды для полюсов этих 4-х шкал:
1) экстравертность (Extraversion) ßà интравертность (Introversion);
2) интуиция (iNtuition) ßà ощущение (Sensation);
3) мышление (Thinking) ßà чувство (Feeling);
4) рациональное суждение (Judging) ßà иррациональное восприятие (Perception).

Не так уж сложно заметить, что предложенные для измерения типов шкалы MTBI не равноценны по отношению к основным функциям. Первая и четвертая шкалы измеряют любые типы независимо от состава и веса (иерархии) функций. Вторая и третья шкалы измеряют соотношение только двух функций из четырех: активность мышления сравнивается с проявлением активности чувствующей функции, а активность интуиции сравнивается с активностью функции ощущения.

Было бы логично включить такое же попарное сравнение между чувством и ощущением, чувством и интуицией, ощущением и мышлением, мышлением и интуицией. Вместо этого сравнивается совокупная активность между парой рациональных функций (мышление+чувство) и парой иррациональных функций (интуиция+ощущение). Исходя из этого сравнения «пара на пару» одна из функций, «победившая» в попарном сравнении по второй или третьей шкале ставится на первое место (что отражено в соционическом коде).

Между тем предполагается, что все психологические функции автономны, хотя и работают взаимосвязано. Только в этом случае из четырех основных функций могли получиться именно девять секторов сугубо эмпирической Эннеаграммы, построенной не на измерениях функций, а только на наблюдениях и описаниях. Наличие в социальной природе роли или типа Перфекционистов (Реформаторов) наблюдается вполне уверенно. Для этого достаточно иметь в качестве двух ведущих функций - мышление и чувство, а интуицию и ощущение - в качестве дополняющих, ведомых. Однако в методике MBTI эти две функции только противопоставлены, измеряется соотношение между ними, при этом почему-то заранее предполагается, что второй по силе функцией после ведущей будет функция из другой пары «интуиция-ощущение». Откуда вдруг взялось это допущение?!

Таким образом, как бы мы не желали получить симметричную картинку при наложении двух эмпирических систем, этого просто не может быть по правилам MBTI. Перфекционисты с ведущими логикой и этикой в жизни бывают, но определить их по предложенным четырем шкалам просто невозможно. Поэтому два разных психотипа, которые в Эннеаграмме попадают в сектора Перфекционистов (ЮЗ) и Энтузиастов (СЗ) в типологии MBTI (и соционике) могут попасть в сектор ENTJ (ЛИЭ). Покажем это, что называется, на пальцах:

Предположим, что имеются психотипы с разной иерархией активности 4 функций:
1) мышление-чувство-интуиция-ощущение (TFNS или ЛЭИС «логика-этика-интуиция-сенсорика»);
2) мышление-интуиция-чувство-ощущение (TNFS или ЛИЭС);
3) чувство-мышление-интуиция-ощущение (FTNS или ЭЛИС);
4) чувство-интуиция-мышление-ощущение (FNTS или ЭИЛС).

При измерении по 2 шкале 1 и 2 тип получит оценку T, 3 и 4 тип оценку F; измеряя по 3 шкале - все 4 типа получат оценку N (интуитивный); по 4 шкале - все 4 типа получат оценку J, поскольку рациональные функции выше иррациональных.

Остается еще первая шкала E/I. Однако даже из несовершенной таблицы выше - соответствия типов видно, что шкала E/I слишком сильно коррелирует со шкалой J/P. Там есть, наверняка, нюансы, которые делают эту дополнительную шкалу полезной. Но все же с очень большой вероятностью и по первой шкале все четыре вышеприведенных типа получат одинаковую оценку E.

В результате 1 тип (Перфекционист) получит такую же оценку ENTJ (ЛИЭ), как и 2 тип (Энтузиаст), как и 3 тип (тоже Перфекционист) получит оценку ENFJ (ЭИЭ), как и 4 тип (Посредник) из нашего примера.

А кроме того, такая же ситуация возможна и на противоположном «северо-западном» углу. Чтобы описать такие смешанные типы, придется смешивать разные черты, и в итоге получается настоящий, ненаучный «гороскоп», годный если не на все, то на разные случаи жизни.

Собственно, сказанного достаточно, чтобы понять, почему типология MBTI, а равно и соционика, с одной стороны, работают, позволяют в большинстве случаев иметь удовлетворительный итог классификации кадров. Но с другой стороны - принципиально не могут избавиться от внутренних, заданных выбором шкал измерения противоречий.

Если же на таком, устойчивом по центру и осям, но шатком по углам основании надстраивать дальнейшие теоретические конструкции, то получается «вавилонская башня», которая на символическом библейском языке как раз и обозначает эмпирическую систему знаний, неразумно претендующую на универсальность и всеохватность.

Продолжение следует

психология, анализ, mbti, эннеаграмма, соционика, философия, символика

Previous post Next post
Up